В СССР с зарплатами всё было просто. Все знали, сколько зарабатывает сосед, средняя зарплата по стране (к началу 1980-х) достигла примерно 170 руб. в месяц, а разброс был невелик. Ситуация изменилась лишь после серьезных послаблений времен перестройки. Первым официальным советским миллионером тогда стал кооператор Артём Тарасов. Но и задолго до него в Союзе существовали целые категории профессий, которые про средние зарплаты если и слышали, то лишь в самом начале своих карьер. Это касалось людей творческих профессий — сценаристов, драматургов, композиторов и, разумеется, актеров.
Советские миллионеры
Андрей Кончаловский как-то признался, что эта прослойка была сродни элите. «Больше нас, артистов, писателей, зарабатывали только атомные физики. Только у них был так называемый открытый счет. Зарплату им не платили. Можно брать денег, сколько нужно», — писал он, признавая, что особой нужды и не было.
«Купил дачу, купил „Волгу“, а что дальше? Ограниченность возможностей при гарантии удовлетворения определенного набора потребностей придавала человеку немалую степень уверенности», — заключал Кончаловский.
По трудовые доходы его коллег по цеху ходили настоящие легенды. Писателям платили до 600 руб. за каждый авторский лист плюс премию за тираж и переиздания. Драматурги получали 1,5% от театральных сборов за каждый акт спектакля по своей пьесе (отчисления за пять актов — 7,5%), а композиторы — отчисления за каждое исполнение их песен по всей стране. Известно, что Михаил Шолохов только на строительство школ пожертвовал 330 тыс. руб., месячный доход Юрия Антонова и Раймонда Паулса от авторских достигал 15 тыс., а некий руководитель театрального кружка из Минска после написания популярной детской пьесы оказался самым богатым человеком Белорусской СССР.
Актеры разных категорий
У актеров, правда, всё же существовал определенный потолок зарплат. Ещё в 1961 году Совет Министров СССР ввел определенные градации для гонораров создателей фильмов в зависимости от одной из трех категорий, а в 1974-м также на общесоюзном уровне были утверждены и фиксированные должностные оклады для актеров в зависимости от наличия у них званий. Эти зарплаты они получали, если числились в штате одной из советских киностудий. Народным артистам СССР платили по 300–350 руб. в месяц, народным и заслуженным артистам республиканского уровня — по 250–300 руб. Правда, при простое зарплата резалась. Так, актер из первой группы высшей категории (с ярким дарованием, сыгравший главную роль и получивший народное признание) за съемки получал 450 руб., а за простой — 300 руб.
Например, Юрий Никулин в «Бриллиантовой руке» снимался в статусе заслуженного артиста РСФСР, но под определение «яркого дарования» подходил, а потому и получал по высшей ставке — 460 руб. за месяц съемок. Всего ему досталось около 3 тыс. руб. за шесть месяцев (с апреля по октябрь 1968-го). Но когда фильм ожидаемо стал хитом, то актеру выплатили ещё и премию в 2200 руб. — и полностью его гонорар за картину составил 5188 руб.
Впрочем, Никулин был, что называется, на особом положении — как очень популярный артист не столько кино, сколько цирка. В 1964-м ему даже разрешили купить универсал «Волга ГАЗ-22», весь выпуск которого целиком шел на нужды «скорой помощи» и торговли и в свободную продажу не попадал; Никулину продали — «для перевозки объёмного циркового снаряжения».
Это не рекорд
Любопытно, что от хитовости фильма зарплаты актеров почти не зависели — им могли разве что подкинуть ту самую премию (до 2000 руб. при высшем разряде) или пересчитать гонорары, как было в случае с «Три плюс два», которую снимали как комедию 2-й категории, а после начала проката переквалифицировали на первую. И фактически Никулин в «Бриллиантовой руке» (3-е место в общем рейтинге советского кино) получил, что называется, «потолок» — больше, чем он, зарабатывали очень немногие актеры. Но и такие были.
Как ни странно, самые большие гонорары получили актеры ещё одного гайдаевского фильма — «12 стульев». Арчилу Гомиашвили (Остап Бендер) досталось 6120 руб., а Сергею Филиппову (Киса Воробьянинов) — 6275 руб. Гомиашвили, кстати, на тот момент был народным артистом Грузинской ССР, а Филиппов — заслуженным артистом РСФСР, народным он станет уже после этой картины, в 1974-м.
Больше Никулина-Горбункова получил и «всесоюзный Шурик» Александр Демьяненко, но лишь за «Кавказскую пленницу» — 5520 руб.; в «Операции «Ы» гонорар этого актера был гораздо скромнее — 3376 руб. А за роль изобретателя машины времени в «Иван Васильевич меняет профессию» Демьяненко и вовсе ограничился 1663 рублями — но в том фильме главным был Юрий Яковлев (4350 руб.).
Кстати, за «Кавказскую пленницу» свой самый большой гонорар получило и знаменитое комическое трио Трус-Балбес-Бывалый — Никулину досталось 4238 руб. (за «яркое дарование»), Георгию Вицину — 3389 руб., а Евгению Моргунову — 1979 руб. Низкий гонорар Моргунова был связан с его конфликтом с Гайдаем, после которого актер практически выпал из обоймы.
За телевизионные фильмы платили примерно столь же — например, Вячеслав Тихонов за «Семнадцать мгновений весны» получил 5500 руб., а сыгравший Мюллера Леонид Броневой — 3000 руб.
От положительного/отрицательного образа гонорар тоже не зависел — всё решало количество съемочных дней. Злодеи из «Бриллиантовой руки» получили меньше половины гонорара Никулина — Андрей Миронов заработал за этот фильм 1 920 руб., а Анатолий Папанов — 2 288 руб.; но и в кадре они присутствовали значительно меньше, чем исполнитель роли Горбункова.
А что же режиссеры?
У режиссеров советского кино были другие трудности. Оклад на киностудиях им не был положен — они зарабатывали только в том случае, если снимали кино; за кассовый успех им, как правило, тоже не доплачивали. Впрочем, определенные лазейки были и у них — так, Гайдай, который начинал с гонорара в 2375 руб. («Операция «Ы»), а потом добрался до 7853 руб. (за «12 стульев»), имел солидную прибавку за соавторство сценария — примерно 2 тыс. руб. за фильм. Кроме того, стандартный гонорар в 4–6,5 тыc. руб. платился за каждую серию, а если режиссер имел почетное звание, то мог за один фильм на 70-90 минут получить и 7,5 тыс.
Так, Сергей Бондарчук за четыре серии «Войны и мира» получил примерно 30 тыс. руб. — не считая актерского гонорара за роль Пьера Безухова. Правда, эта сумма была «размазана» на весь период работы над фильмом — то есть примерно на пять лет.
Закончилась эта система незадолго до распада СССР — в самом конце 1980-х. Гайдай за фильм 1989 года «Частный детектив, или Операция «Кооперация» получил 8 тыс. руб., а вот его коллега Петр Тодоровский в то же самое время за «Интердевочку» получил, по слухам, примерно 100 тыс. руб. (550 средних зарплат по стране). Правда, история про советских женщин легкого поведения делалась не на деньги Госкино, а на средства иностранного инвестора, которого нашла жена режиссера — и к тому же многократно окупилась в прокате, собрав аудиторию в 44 млн зрителей.