Лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин в интервью aif.ru рассказал о последнем концерте в Киеве, подарках беженцам и бойцам, полных залах, творческих временах и о том, как отпразднует свой день рождения в саду «Эрмитаж».
Владимир Полупанов, aif.ru: — Володя, «Чайф» с третьей попытки отпраздновал свой юбилей большим туром «Война, мир и многоточие». В программе появились песни, соответствующие названию?
Владимир Шахрин: — Мы завершили тур, проехав 75 городов. Все долги, накопившиеся за время пандемии, мы закрыли. В туре были песни «С войны», «Оставь нам нашу любовь», «Силы небесные». Последняя, где есть строчки «Cилы небесные, так пожалейте же бедную нашу страну. Пусть виноватую, пусть миром клятую, но всё же такую одну», написана в непростое время — в 1994-м. Развал страны, 1-я Чеченская кампания, потеря надежд и т. д. В моей голове возникла идея написать песню, как некую молитву за страну. Я человек невоцерковлённый и молитв не знаю, а иногда так хочется помолиться.
— Обратил внимание, что часть позитивных песен типа «Оранжевого настроения» вы играть перестали. Настроение совсем не «оранжевое»?
— У нас есть акустическая программа, которую мы, наоборот, решили сделать более душевной, чтобы немного отвлечь людей от негативной информации, чтобы на два с небольшим часа люди забыли про то, что происходит за стенами концертного зала. И только на последней песне мы говорим публике то, что считаем нужным: «Сегодня мы будем попутчиками. В нашей стране это всегда очень интимное состояние. Мы доверяем друг другу больше, когда находимся в пути. Поэтому желаем вам быть попутчиками с вашими близкими, родными и самое главное — с нашей страной». Люди нуждаются сейчас в ощущении, что нам всем по пути. И этих слов вполне достаточно. Они обозначают нашу позицию и то настроение, которое у нас внутри.
А вот песню «Оранжевое настроение» мы уже второй год не играем. Хотя её ждут и просят. Я пробовал её играть, но понял, что у меня язык не поворачивается петь: «Ах, мама, до чего хорошо». Это будет фальшиво. Подождём, уверен, наступят времена, когда мы её ещё споём.
— «Чайф» оказывает помощь военным на передовой, выступает в госпиталях. В этом проявляется ваша позиция по поводу происходящего. Но ты о ней почти нигде не говоришь. Почему?
— Да, мы помогаем 205-му казачьему полку и 1-му Донецкому армейскому корпусу. Бывали в госпиталях, в реабилитационном центре в Екатеринбурге. Обычно покупаем гитару, на которой я играю для ребят, а потом мы на ней расписываемся и дарим. В последний раз я оставил ребятам в госпитале свою акустическую гитару.
А устраивать перепалки в соцсетях не вижу смысла. Где-то что-то скажешь, на тебя польётся грязь. И потом, кто я такой, чтобы делать громкие заявления? Те, кто интересуется, отлично знают мою позицию. Хотя бывали случаи, когда я жалел о том, что говорил.
— Это когда в 2019-м поддержал проект строительства храма святой Екатерины на месте сквера у Театра драмы в Екатеринбурге?
— Как раз в этом случае не пожалел. И нисколько не изменил своего мнения. Думаю, что многие их тех, кто вышел защищать этот сквер, уже пожалели об этом. А организаторы пикетов, выступавших против строительства и защищавших сквер, сегодня в Грузии, Словении и на Бали. Все свалили. Никого из них в городе нет. Я хорошо знаю этих людей. Если бы прислушались ко мне, то у нас в городе стоял бы красивый храм на новой шикарной набережной, со сквером и скейт-парком, а на другой стороне строили бы музей современного искусства. Сейчас ничего этого нет. Из самого ценного в этом сквере только аллея длиной 70 метров, по краям которой высажены яблони. Там даже ни одной скамейки нет.
— И тебе за слова поддержки проекта «прилетело»?
— Да, прилично прилетело. Слава Богу, у меня нет страниц в соцсетях. Поэтому до меня долетало только, если кто-то мне пересказывал. А на городских порталах грязь лилась рекой. Придумали даже историю, что я якобы писал письмо патриарху, чтобы ввести в Екатеринбург танки. Глупость несусветная. Я служил в армии и знаю, что по поводу танков это не к патриарху. Те люди, которые планировали строить храм, построили массу объектов в городе. Сделали набережную на улице Горького, на которой весь город вечером гуляет. Я там живу рядом и вижу. Это одно из самых красивых мест в городе.
— А тебе сразу стало понятно, что происходит между Россией и Украиной?
— Сразу. Наш последний тур по Украине осенью 2013-го был посвящён 70-летию освобождения Украины от фашистских захватчиков. С нами ездила киевская группа «Братья Карамазовы», западенская группа «Скай» из Тернополя, а 10 ноября, когда мы играли на Крещатике, к нам присоединился Эмир Кустурица. И вроде бы люди скандировали «спасибо деду за Победу», но уже было ощущение, что мы что-то профукали. С 1991 года на Украине выросло два поколения, которым с детства говорили, что нас ничего не связывает, что во всех проблемах Украины виновата Россия и что мы для них — потенциальный враг. В ресторане в Киеве официанты и посетители говорили по-русски, но меню мне принесли на украинском. Я попросил на русском, и официант мне сказал: «Нет, наш хозяин сказал, что не будет больше меню на русском».
— Знаю, что ты и беженцам помогаешь, начиная с 2014-го. Общение с ними тоже сыграло свою роль для понимания того, что происходит?
— В августе 2014-го в Екатеринбург приехала группа первых беженцев, которых разместили в санатории в небольшом городке Березовский, где у меня дача. Я туда поехал познакомиться. В основном это были женщины и дети, которые приехали в летних вещах — шортах и шлёпках. Они мне рассказали, как их начали бомбить. Я помог детям в школу собраться. Приехал на рынок и сказал торцовцам-азербайджанцам, что покупаю фрукты для беженцев из Донбасса. И мне просто целыми ящиками бесплатно отдавали. Это было так трогательно. Поэтому я видел этих людей с 2014 года. Мне говорили: «Ты находишься под влиянием пропаганды». Какая пропаганда, если я лично с этими людьми разговаривал?! И до сих пор общаюсь. Ко мне на лето из Луганска приезжает помогать по хозяйству Игорь Волгин. Классный мужик, тоже воевавший, из бывших шахтёров. Живет в посёлке Свердловск под Луганском. Он рассказал мне, что в молодости сам играл в группе. Поэтому я ему каждый раз что-то дарю — то пульт, то клавишные, то гитару. А недавно он собрал детский ансамбль. И через Вована и Лексуса мы договорились привезти этих детей в мае в Москву на вручение Национальной премии интернет-контента.
24 февраля прошлого года, когда была объявлена СВО, мне в 11 часов дня позвонил Игорь Волгин и взволнованным голосом сказал: «Владимирович, хочу в твоём лице сказать „спасибо“ России, что вы всё-таки на это решились. И у нас появился какой-то шанс. Все эти 8 лет у нас не было никакого просвета. Ничего не хотелось делать, потому что было непонятно, что будет дальше. Мы же работящие люди, мы не будем, как балласт, висеть на шее у России. Мы вас не подведём». Поэтому я даже не пытаюсь спорить, когда мне говорят, что я жертва пропаганды. Какая мне ещё нужна пропаганда? Мне этого достаточно.
— У тебя есть традиция праздновать свой день рождения в столичном саду «Эрмитаж». В этом году будет такой концерт?
— Поскольку я родился в день начала Великой Отечественной войны 22 июня, мы немного сдвигаем дату празднования. В этом году дадим концерт в саду «Эрмитаж», который нам очень подходит, 29 июня. Обычно смотрю список песен, которые мы играли там в два предыдущие раза, и меняем программу на 50-60%. Понятно, что какие-то хиты играть всё равно надо. В юбилейном туре, который мы начали с Екатеринбурга, мы не играли песню «Аргентина — Ямайка». И люди были обижены. Некоторые писали потом: «Мы с ребёнком пришли ради этой песни. Он её знает и любит». Значит, надо её петь. Поэтому мы её обратно включили в программу. Будет много летних лирических песен. Мы как-то ехали в поезде, и наш тур-менеджер читал пост организатора концертов, который из «уехавших». Он пишет, что в России сейчас всё так плохо, что осталось всего 5 платежеспособных городов. В других люди на концерты не ходят. Сомнительное утверждение. У нас везде полные залы, все билеты продаются. Людям хочется отвлечься. Они приходят на концерт за радостью и счастьем.
— У музыкантов сейчас особая миссия — радовать и объединять людей.
— Мы это чувствуем. Поэтому и наши концерты разные. В одну из пятниц мы играли в Уфе в большом зале со стоячим партером. Ещё не вышли на сцену, а люди уже были довольны. Потом выступали в Омской филармонии в понедельник. В начале концерта — в зале «филармоническая» тишина. И в течение концерта мы раздували огонь. И в финале в зале уже бушевало «пламя» — люди просто встают со своих мест и поют вместе с нами.
Владимир Шахрин и Оксана Слесаренко «расписались» на пасхальных яйцах | Фотогалерея
Владимир Шахрин и Оксана Слесаренко «расписались» на пасхальных яйцах | Фотогалерея
— Юрий Шевчук задолго до всех этих событий говорил мне, что наступили нетворческие времена. Как тебе кажется, он прав?
— Наоборот. Сейчас появилась новая плеяда поэтов и музыкантов, которые через себя пропускают это время. Особенно интересна южно-русская поэзия (Донбасс, Краснодарский край, Ростов-на-Дону).
Думаю, чем сложнее времена, тем они более творческие. Наверно, у Шостаковича «Ленинградская симфония» вряд ли могла быть написана с таким нервом, если бы он жил в мирное время. Думаю, что нас ждёт много хороших песен.