Музыкант, композитор Владимир Петрович Пресняков, отмечающий 26 марта 75-летие, рассказал АиФ.ru о том, как ему на гастролях подложили куклу из секс-шопа в номер и за что Пугачёва заплатила внуку Никите 1 доллар.
Владимир Полупанов, АиФ.ru: Владимир Петрович, вы проживаете весёлую жизнь?
Владимир Пресняков: Конечно, больше веселюсь, чем грущу. Особенно последние годы. У нас и семья очень весёлая, и окружающая жизнь не даёт скучать.
— Что или кто веселит больше всего?
— Разные модные персонажи в телевизионных шоу. Например, певицы, чьё пение я всё мечтаю услышать.
— Это вы о ком? О Бузовой?
— Я об этой, как её… Алёне Кравец, которая участвует во всех передачах (смеётся). Я сейчас не очень мобильный, так как недавно перенёс операцию. Сижу дома и много смотрю телевизор. На днях ни в одном из этих телешоу, где ищут внебрачных детей недавно умерших артистов, выясняют отношения с помощью мордобоя, подбирают женихов, проводят тесты ДНК и добиваются правды с помощью полиграфа, её не было. Я был потрясён! Куда пропала?! Хотел бы хоть раз услышать, как она поёт. И ещё гениального Прошеньку Шаляпина хотел послушать. Блогеры, у которых миллионные просмотры, тоже классные ребята! Умеют развеселить. Один, например, хвастался тем, что умеет издавать всякого рода утробные звуки и записывает их в студии. Главное — живьём! Не под «фанеру».
Я отнюдь не полон желчи. Живу с хорошим настроением. Даже цифра 75 лет уже не так пугает. Я ее рассматриваю как «трижды по 25». Физически бы чувствовать себя на 25, а задор и дурость, к счастью, никуда не пропали. Слава Богу, я не превратился в старого бобра. Смотришь иной раз на своих ровесников, и грустно становится. Такие есть персонажи в этом возрасте... Как там у Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье».
— С внуками часто проводите время?
— Конечно. Они мне не дают скиснуть. И сын, и старший внук Никита, которому 21 мая будет 30 лет. Не верю, что он уже такой взрослый. Артемию в июне исполнится 6 лет. На днях исполнилось 5 месяцев Ивану.
Никиту, кстати, я приохотил к джазу. У меня проходят концерты в джазовых клубах, и Никита в трёх из них участвовал. Стал петь джаз.
— Да что вы?! Он же альтернативщик.
— Да. Но и джаз тоже поёт, сам сочиняет музыку, тексты пишет на английском языке. Я был несказанно горд, когда увидел его в числе авторов музыки к сериалу «Триггер». Кино хорошее, и музыка достойная. У него прекрасная группа Multiverse. Он как что-то напишет, тут же мне присылает на рецензию. Конечно, я его хвалю. Особенно меня радует его участие в джазовых концертах, хорошее знание английского языка. Иногда мы адаптируем его музыку, делаем её в джазовом варианте. Главное, что он сам кайфует от этого.
— Мне ваш сын Володя рассказывал о том, как он вас разыграл в начале 90-х в Нью-Йорке — купил резиновую куклу из секс-шопа и ночью, пока вы спали, подложил вам её в номер. Помните?
— Конечно.
— Какова была ваша реакция?
— Я выпустил из нее воздух, сложил в чемодан и привёз домой. Больше всего меня удивила даже не сама кукла, а то, что свои скудные суточные деньги сын потратил на подарок. Этих денег едва хватало на мелкие сувенирчики. Я тогда впервые был в Нью-Йорке. Встретил там свою давнишнюю подругу певицу Нину Бродскую. Её муж Володя Богданов — мой большой друг, тромбонист, джазмен — тогда работал таксисом. Он покатал меня по всему Нью-Йорку.
— Это были гастроли?
— Да. Мы выступали тогда не где-нибудь, а в знаменитом «Карнеги-холле». Было несколько концертов Пугачевой, Киркорова, Кристины и моего сына. Я трепетал от счастья. С нами был трёхлетний Никита, который увидел в вестибюле отеля какой-то сувенир и решил его купить. А поскольку денег у него не было, он стал выпрашивать у Пугачевой 1 доллар. Алла не давала ему деньги просто так, сказала: «Отработаешь в концерте номер, тогда дам тебе доллар». «А что надо сделать?» — спросил Никита. «Выйти на сцену и спеть», — сказала Пугачева. Он вышел в середине концерта и запел «Песенку шофёра» («Крепче за баранку держись, шофёр»). Публика пришла в дикий восторг. Я аккомпанировал, а когда он закончил петь, шепнул: «Поклонись». И Никита повернулся спиной к публике, ко мне лицом и поклонился мне. Мы часто вспоминаем этот случай. Алла дала ему обещанный доллар (не больше), на который он купил сувенир.
— Я слышал, что Володя вас часто разыгрывает?
— Постоянно. Он так умеет менять голос, что я не узнаю родного сына. Самая известная история — это «приезд» Стинга в Москву. Он позвонил и голосом «переводчика», который работает со Стингом, с больший акцентом сказал мне по телефону, что Стинг слышал обо мне как о саксофонисте, у него через 2 дня будет запись новой песни в Москве. Он хотел бы, чтобы я сыграл в этой песне. Я был этим весьма польщён. Стал заниматься, что делаю крайне редко. Через пару дней «переводчик» перезвонил и сказал: «Владимир, это снова я, от Стинга. Вы готовы к записи?» «Готов», — отвечаю я. И тут Вова не выдержал, рассмеялся: «Ладно, папа, ложись на диван и отдыхай».
В другой раз он позвонил и строгим голосом «налогового инспектора» велел к 8 утра приехать в районное отделение налоговой службы. Я поинтересовался: «А у меня что-то не в порядке с налогами?» «У нас есть к вам вопросы», — сказал мне «инспектор». Я напугался, надо признаться. Правда, Вова тут же признался, что это он меня так разыграл. А в 90-е он мне позвонил и с сильным кавказским акцентом заявил, что он ждёт меня на стрелку для «серьёзного разговора». Тут я не на шутку перепугался. Но сказал: «Надо так надо». И поехал в кафе навстречу. Приезжаю и вижу там сына. «Ты чего здесь делаешь? Тебе тоже позвонили?» — спросил я в недоумении. Вова расхохотался: «Папа, это я тебя вызывал на «стрелку»».
— А вы, я знаю, в отместку над женой Леной подшучиваете.
— Почему же в отместку? Она меня спрашивает время от времени: «Ты чего это засматриваешься на молоденьких женщин?» Я отшучиваюсь: «Если я на диете, то хотя бы меню могу посмотреть». Как-то у нас с ней был серьезный разговор, Лена предъявила мне массу претензий и в итоге сказала: «Всё! Больше не хочу с тобой жить, ты меня ни во что не ставишь. Надо разводиться». «Хорошо, — сказал я. — Но перед разводом я тебе открою одну страшную тайну, о которой молчал все эти годы». «Говори», — потребовала она. «Хотя нет, наверное, всё-таки, не стоит тебе это знать, — начал я кочевряжиться. — Это повергнет тебя в шок». «Раз начал, говори уже», — не отступала она. Я её еще немного помурыжил и произнёс: «Наш Вовка не от тебя».
— И какова была ее реакция?
— Она минуту думала, молчала. А потом схватила подушку и швырнула в меня. Больше у нас не было разговоров о разводе. Еще Лена у меня большой любитель кроссвордов. При этом она всё время заглядывает в самый конец журнала, где напечатаны ответы. Я стал вырывать листочки с ответами и прятать. Результаты по отгадыванию кроссвордов у неё резко упали. Еще Лена очень любит детективы, особенно женские «иронические». Я заглядывал в конец книги, узнавал, кто там убийца и в начале книги писал ручкой имя убийцы. Она стала прятать от меня эти книжки, а я все равно находил их то в шкафу, то под кроватью. Измажусь в пыли, но всё равно пишу: «Убийца — садовник». Так и живем потихонечку. Весело.
— Откуда это в вас?
— Наверное, от отца у меня весёлый нрав. Когда я получил паспорт в 16 лет, пришёл к папе, показал ему документ и сказал: «Теперь я взрослый, не учи меня больше жизни». «Хорошо, — сказал отец. — Не буду. Но позволь напоследок дать тебе несколько советов. Ты вступаешь в период активного общения с девушками. Так вот имей в виду, что никогда никакие знания не помогут тебе выбрать жену. Это как выбирать арбуз. Ты можешь знать все правила — засохший хвостик, хруст при легком нажатии и т. д., но не факт, что он будет спелым, когда ты его разрежешь. Так и с женой, только женившись и пожив какое-то время, поймешь, на ком ты женился. В большей степени это зависит от везения. Но если хочешь знать, какой будет твоя жена в старости, посмотри на ее маму. И ещё. Никогда не ищи в женских словах и действиях логики». Мне, конечно, с Леной очень повезло. Я часто говорю, что за всю жизнь я «извёл» всего лишь одну женщину.
— В этом году будет 55 лет вашему браку. Что вас столько лет удерживает вместе?
— Лень. Это же надо идти в суд, подписывать какие-то документы, делить имущество. Вот идумаешь: «Да ладно, и так продолжим». А если серьезно, Лена очень хороший человек. Она была очень красивой девушкой, когда мы с ней познакомились в Свердловске. У нас и свадьбы как таковой не было. Расписались, а вечером посидели дома у её родителей под водку и вареную картошку.
Некоторое время мы жили в квартире её родителей в чулане. В этой трехкомнатной квартире, помимо нас и родителей, ютились брат Лены с женой и ребёнком. Вова первое время спал в маленькой ванночке для купания — не быловозможности купить детскую кроватку. Жили небогато, но очень дружно. Потом нам филармония дала комнату в коммунальной квартире в центре Свердловска, в Городке чекистов. Чему мы были очень рады. Там Вова и пошёл в ту самую школу, где учился и я. В моё время она называлась школой музвоспитанников советской армии, а потом превратилась в школу-интернат. Когда Вове исполнилось 7 лет, мы его туда отдали. И он проучился там 4 года. У нас началась активная гастрольная жизнь.
— Когда оставляли сына в интернате, сердце щемило?
— Конечно, мы очень скучали по нему. Это сейчас артист едет на день-два и возвращается домой. А раньше мы гастролировали по 5-6 месяцев. Выехал из дома зимой и возвращаешься летом, отсылаешь по почте с гастролей теплые вещи «до востребования». Когда возвращались домой, баловали Вовку. И он очень ждал нашего приезда, зачеркивал крестиками цифры в календаре. Однажды мы приехали к нему, он стал нам с Леной играть, показывать, чему научился. А я слушал-слушал и уснул, был уставший после гастролей.
Летом во время каникул мы с ним пошли в московский зоопарк, погуляли, поели мороженого. Выйдя из зоопарка, я вдруг увидел вывеску «Хоровое училище им. Свешникова». «А ну-ка давай зайдем», — сказал я Вове. Директор оказался на месте. Я рассказал ему про себя, а потом спросил: «А вы не могли бы послушать моего пацана? Очень талантливый мальчик». Вова уже тогда сочинял музыку. Он сел за фортепиано и спел свою песню «Кошка»: «Прошу передать по радио в программе новостей...» И его тут же приняли. Правда, потом всё время хотели выгнать.
Меня часто вызывали, ругали сына за длинные волосы, которые у меня самого были почти до пояса. Однажды я даже огрызнулся. Одна училка начала отчитывать меня и сына за длинные. И я ей ответил: «У меня и сына на голове волосы, а у вашего мужа, судя по всему, рога».
— Из-за этого Володю выгнали из этого училища?
— Не только из-за этого. Как-то Вова принес в училище немецкий журнал «Bravo», в котором были фото «очень легко одетых девушек». Решили, что Пресняков развращает ровесников. Хор отправился в Италию на гастроли, а Вову не взяли, хотя он хорошо пел, был солистом. В общем, он там проучился с 5-го по 8-й класс и перевелся в другое музыкальное училище. А после того, как спел мою песню «Ты скажи», Аллы Пугачёва пригласила его на работу к себе в театр песни.
— А какими своими песнями вы гордитесь больше всего?
— Их много, у меня более сотни песен. Горжусь теми, которые написаны на стихи именитых поэтов — Шаферана, Дербенева, Резника, Пляцковского. Один из первых альбомов «Гороскоп» я написал настихи Сауткина. Там спели Алла Пугачева, Алексей Глызин, Александр Градский, Игорь Николаев, Владимир Кузьмин, Андрей Сапунов, Александр Барыкин и т. д. У меня есть и рок-опера «Улица», которую показали во Дворце спорта в Лужниках почти 30 раз. Но самыми популярными стали такие песни, как «Ап, и тигры у ног моих сели», «Али-Баба», «Лето, лето», «Рассвет- закат». Группа «Самоцветы» поёт мои песни. Недавно вдруг обнаружил, что есть концертная съемка песни «Прошлогодние глаза», у которой 8 млн просмотров. Группа «Круиз» в лучшие свои годы исполняла мои песни: «Гонка», «Средний человек». Некоторые песни стали почти народными. У меня есть песня «Аурика» в молдавском стиле (я успел поработать в молдавском коллективе «Норок»). Мы тогда дружили с Соней Ротару.
— А Аурика — это её сестра, как я понимаю?
— Да! Она мне очень нравилась, о чем я ей не говорил, конечно. Но песню посвятил. В Молдавии её часто на свадьбах поют. А еще у меня есть песня «Али-Баба», которую пел Андрей Сапунов, когда был солистом «Самоцветов»: «Даже в праздник носил весь в заплатах халат. Али-Баба». Клип на песню утром показали в «Утренней почте», а вечером на концерте публика требовала ее снова и снова. Мы её раз 6 исполнили. Но зрителям и этого показалось мало. И тогда сообразительный Юрий Маликов вышел на сцену, жестом усадил публику и сказал: «Дорогие друзья, мы можем для вас исполнить песню «Али-Баба» столько раз, сколько захотите. Но концерт у нас закончится ровно в десять часов. И вы тогда не услышите песни «Все, что в жизни есть у меня», «Мой адрес — Советский Союз» и другие наши хиты». Зрители моментально успокоились.
— Я слышал, вы не берете деньги, когда вас просят сыграть партию саксофона во время записи какой-нибудь (не вашей) песни. Почему? Это ведь работа, ваш хлеб.
— Денег не беру. Давно это для себя решил. Когда был совсем юным музыкантом, «мальчиком бледным со взором горящим», многие люди мне помогали.
Один пожилой саксофонист Леонид Медведев решил завязать с музыкой и подарил мне свой саксофон, когда мне было 15 лет. Я на нём долго играл. Многие люди хорошо относились ко мне. И я считаю, что мне надо как-то расплатиться за это. Как ко мне относились, так и я должен.
— При этом вы по-прежнему живете в спальном районе Медведково в трёшке, купленной в 80-е. Почему не поменяли жильё? Тоже лень?
— Лень, конечно. Уже привыкли. Как представлю, что куда-то надо переезжать, вещи перетаскивать, не по себе становится. Мы с Леной люди непафосные. Нас не волнует, у кого дым пожиже, и труба пониже.
— Как будете отмечать юбилей?
— Посидим узким кругом — семья и пару друзей с женами. Меня в связи с юбилеем уговаривали сделать концерты, сняться в телепередачах. Я от всего отказался. Совершенно неинтересны эти юбилейные вечера за круглыми столами, где сидят какие-то люди, которые едва тебя знают. Придумывают какие-то истории, которых не было. И обязательно с «перчинкой». Мне за несколько дней до Нового года сделали операцию (вырезали почку), я сейчас не очень здоров, хожу на профилактические процедуры раз в две недели. Так что шумных праздников не будет.
— В футбол, видимо, сейчас не играете?
— Пока слабоват. Но я намерен выйти на поле, как только поправлюсь.
— Главный вывод, который вы сделали в свои 75?
— Вывод один: мне грех жаловаться. У меня прекрасная семья, хорошие отношения женой, сыном, внуками. Это как в известном анекдоте. Играли мужики в преферанс. И один в результате проигрался в пух и прах и покончил с собой. Соперники по игре несут его на кладбище и говорят между собой: «Надо было вальта ему кинуть, ещё бы больше выиграли». А другой говорит: «И так неплохо получилось». И я считаю, что у меня неплохо получилось. Не думал, что доживу до таких лет, ещё на что-то надеюсь. Много занимаюсь, сочиняю. Недавно у меня вышла пластинка с моей фортепианной музыкой. Скоро большой симфонический оркестр будет записывать мою кельтскую сюиту. Всего у меня вышло 37 пластинок. Мне просто нравится то, чем я занимаюсь. Больше ничего не умею делать, но от того, что умею, получаю большое удовольствие.