Примерное время чтения: 8 минут
3152

Везучий король Голливуда. Кларк Гейбл, который хотел быть актером

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Кларк Гейбл.
Кларк Гейбл. / Scherl / www.globallookpress.com

Актера и оскаровского лауреата прозвали «Королем Голливуда». Разумеется, неофициально — просто какое-то время назад было модно раздавать такие лестные звания. Элвис Пресли, например, стал «королем рок-н-ролла», а Майкл Джексон — «королем поп-музыки». У них, конечно, были заслуги, которые позволяли претендовать на эти титулы. Было также множество «принцев», «принцесс» и «королев», причем в каждом направлении и стиле.

У Гейбла тоже были заслуги — и немалые, но перед кино, так что «королем» он стал по праву. Правда, у него были и темные стороны вроде запойного алкоголизма, но о них — благодаря специалистам киностудии MGM по работе со СМИ — так никто и не узнал. Фактически Кларк Гейбл был известен публике только так, как хотелось большим кинокомпаниям.

Звезда родилась

Кларк Гейбл почти ровесник века — он родился 1 февраля 1901 года в штате Огайо. Актером он захотел стать ещё подростком, но вот воплотил свою мечту в жизнь лишь спустя несколько лет. Любопытно, что он сначала сумел устроиться в одну из театральных трупп и лишь потом озаботился получением соответствующего образования. Ну а окончательный лоск на него навела Джозефина Диллон — театральный менеджер из Портленда: она оплатила стоматолога и стилиста, поработала над его манерой двигаться и осанкой, а заодно и над речью. В итоге и получился тот Гейбл, который скоро завоевал сердца миллионов. Ну а Диллон, несмотря на разницу в возрасте (она была на 14 лет старше), стала его первой женой.

Как стать звездой

Студийная система 30-х работала так, что актер, заключивший контракт с кинокомпанией, должен был постоянно быть занят. Гейбл оказался востребованным с приходом звукового кино — сказалась дрессировка Диллон (с которой он развелся как раз перед тем, как стать звездой) и последующий театральный опыт. Он подписал контракт с MGM, и уже в 1931 году фильмография Гейбла пополнилась дюжиной новых картин. За такую эксплуатацию он получал поначалу $650 в неделю — заработок хороший, но совсем не звездный.

Впрочем, студия со своей стороны делала всё, чтобы «раскрутить» своё новое приобретение — и речь не только о том, что пиар-менеджерам приходилось покрывать неблаговидные поступки Гейбла. Его путь в звезды первой величины был просчитан и посчитан. Был разработан имидж актера. Ему в пары ставили самых известных актрис того времени. Было продвижение в прессе. И всё это в итоге сработало.

Кадр из фильма «Унесённые ветром», 1939 г.
Кадр из фильма «Унесённые ветром», 1939 г.

Любимец публики

Опекали Кларка Гейбла, конечно, плотно. Луис Майер, тогдашний глава MGM (ему принадлежит последнее M в этой аббревиатуре), чуть ли не в приказном порядке запретил актеру встречаться с одной из звезд 30-х актрисой Джоан Кроуфорд. Но игра стоила свеч — он всё больше и больше привлекал внимание зрителей. А заодно и своих коллег-кинематографистов.

Он играл героев-любовников, жестких парней с улицы, готовых почти на всё. И этот имидж приносил дивиденды. Уже в 1934-м Гейбл получил «Оскар» как лучший актер за главную роль в романтической комедии «Это случилось однажды ночью». И забавно, что это был проект не MGM, а студии Columbia Pictures, которой его просто-напросто «одолжили» на время — ведь актер должен работать, а не простаивать. Впрочем, награды интересовали продюсеров всё же во вторую очередь. «Раскрутка» Гейбла давала результат — фильмы с ним окупались, он был одной из самых прибыльных звезд 30-х. И его постоянно снимали, а он не мог отказаться.

Кадр из фильма
Кларк Гейбл и Клодетт Кольбер. Кадр из фильма «Это случилось однажды ночью», 1934 г.

Ретт Батлер и Мамушка

От роли в экранизации романа Маргарет Митчелл он тоже не мог отказаться — студийные обязательства были выше его желаний. У другой звезды 30-х, актера Гэри Купера, свободы оказалось побольше, и он отклонил предложение сняться в фильме, который заранее считали провальным. А вот насчет Гейбла продюсер Дэвид Селзник каким-то образом договорился с MGM — и не оставил актеру шансов. Конечно, все прогнозы оказались неверны. «Унесенные ветром» оказались кассовым хитом, заработав за несколько релизов около $400 млн. По прикидкам, в 2007 году это соответствовало примерно $3,3 млрд с учетом инфляции. Такой выручки (даже с разными коэффициентами) не добилась ни одна картина за всю историю кино.

Но «Унесенные ветром» примечательны не только этим. В те годы в США ещё действовал сегрегация, и на съемочных площадках были отдельные гримерки и туалеты для белых и цветных актеров. Кларк Гейбл возмутился этим обстоятельством — хотя тогда это было чуть ли не в порядке вещей — и добился хоть какого-то подобия равноправия. Он пытался проигнорировать и премьеру фильма в Атланте, на которую не пускали исполнительницу роли Мамушки (актрису Хэтти Макдэниел), но та уговорила его всё же выполнить свою часть обязательств. Они, кстати, долгое время были друзьями.

«Унесенные ветром» помогают всегда

В годы войны Кларк Гейбл записался в армию, был стрелком-наблюдателем, летал на боевые вылеты и был на волосок от смерти. Уволили его в 1944-м в чине майора; любопытно, что его рапорт на увольнение подписывал ещё один голливудский актер и будущий президент США Рональд Рейган. Вернуться в прежний ритм было нелегко, но Гейбл справился.

Он, конечно, снимался не так часто, но оставался звездой и приносил студии прибыль — по его мнению, из-за регулярных перевыпусков в прокат «Унесенных ветром». Но звездных ролей у него больше не случилось, как и номинаций на «Оскар», а Батлер остался его визитной карточкой. Лишь в самом конце жизни Гейбла дважды номинировали на «Золотой глобус», оставив в итоге без наград. Скончался актер в 1960 году, в возрасте всего 59 лет — от сердечного приступа. Его единственный законный сын — от пятой жены Кей Гейбл — родился спустя несколько месяцев после смерти отца.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах