Актриса Вера Кинчева (дочь лидера «Алисы» Константина Кинчева) в интервью aif.ru рассказала о том, чем «уютолог» отличается от дизайнера по интерьеру, какие вещи в её квартире самые дорогие, а также о чувстве дома, которое испытывает, находясь в России.
Владимир Полупанов, aif.ru: — В шесть лет вы побрились наголо и пришли так в школу 1 сентября. Что это было? Вы бунтовали против чего-то в столь раннем возрасте?
Вера Кинчева: — Это не было ни бунтом, ни протестом. Просто нам с сестрой нравилась группа «Маша и Медведи», солистка которой, Маша Макарова, была побрита наголо. Поэтому мы и попросили маму отвести нас с Машей в парикмахерскую, где нас постригли под ноль. Спасибо маме огромное за то, что она содействовала нашему самовыражению. В своём первом классе я была единственной девочкой с прекрасным ободочком с цветком на лысой голове. Это опять-таки — про свободу самовыражения.
— На Первом канале вы ведете программу «ПроУют». Как вас угораздило стать «уютологом»? И чем он отличается от дизайнера по интерьеру?
— Слово «программа» мне не нравится. Это, скорее, истории про уют. Поэтому у нас не выпуски, а серии. Год назад я открыла «Бюро Уюта» архитектуры и дизайна. И возник вопрос, как мне себя охарактеризовать, если не дизайнер, то кто я?
Я часто использую слово «обуючивать», отсюда растут корни «уютолога». Слово «дизайнер» — холодное, не близкое мне. Оно мне совсем не подходит, потому что я им себя не чувствую. У меня нет специального образования, я никогда не училась на дизайнера интерьеров. Дизайн — это про визуальную концепцию (что стоит у меня не на первом плане), а уютолог — про ощущения. Моя задача — создать в доме такое пространство, чтобы человек, находясь в нём, наполнялся силой и вдохновением. Вот чем я хочу заниматься и занимаюсь — не картинкой, а ощущениями.
— Бывая в чужих домах, вижу, что редко где по-настоящему уютно. Либо пафосно, богато и вычурно, либо бедненько и бледненько. С чем это связано, на ваш взгляд — ну, то, что наши люди имеют весьма смутное представление об уюте? Или это мне так не везет?
— Чувство вкуса, наверно, бывает как врожденным, так и приобретенным. Но я уверена в том, что дом является отражением человека, живущего в нем. Многие люди просто еще не познакомились с истинным с собой. Как можно составить, собрать, воплотить свое отражение, если ты не знаешь, кто ты? Вообще, это важнейший вопрос в жизни — понять, кто ты, чего хочешь, зачем живешь. Когда начинаешь находить ответы, вокруг всё выстраивается, отображая тебя.
— Как вы выбираете тех, к кому заглянуть в гости в рамках программы?
— Очень просто — люди нам присылают видеовизитки, благодаря которым я с ними знакомлюсь. А затем уже еду в гости. Я чувствую, кому из них я больше нужна, а кому не очень. Понимала, что очень нужна, например, бывшей стюардессе Кате (третья серия — прим. ред.), которая не знала, как создать уют в своей квартире, потому что за время работы видела только салон самолета и гостиничные номера. Она не умела выбирать. Мне хотелось показать ей, как это просто, стать для нее проводником. Очень рада тому, как сложилась эта история. Верю, что изменения в домашнем пространстве Кати повлекут за собой прекрасные и удивительные трансформации в ее дальнейшей жизни.
— Какова география мест, в которых вы создаете уют?
— География будет расширяться. Потому что страна у нас большая и прекрасная. И уюта в ней очень не хватает. Будем сеять его по зёрнышку по всей стране. Пока, помимо Москвы и Питера, побывали в Туле, планируем поехать в Переславль-Залесский. Очень ждем запросов и пожеланий от людей. Надеюсь, они совпадут с нашими возможностями.
— В первом выпуске программы вы сказали, что стиль вашей квартиры — это эклектика. Почему она?
— Эклектика вбирает в себя все стили, на то она и эклектика. В одном углу у меня — Англия, в другом — Бали, в третьем… — что-то другое. Эклектика — это синкретический стиль. Я вообще не очень люблю границы в стиле. И это опять про свободу. Главное, чтобы нравилось и было комфортно в этом пространстве находиться.
— Какая самая дорогая (сердцу, а не ее стоимость) вещь в вашей квартире?
— Их несколько. Например, дедушкин письменный стол, который моя мама гениально превратила в островок, сняв столешницу и соединив две тумбы, с полкой для вина посередине. Столешницу с этого стола мама превратила в вешалку в коридоре. А еще — круглый стол на львиных ногах и люстра, доставшиеся также от дедушки с бабушкой.
— Есть ли вещи, которые дороги сердцу, но рушат представления об уюте?
— Неуютного в моем доме ничего нет. Даже туалет для своих котиков я сделала «уютным» (смеется). Мне дома всё нравится. Зачем держать то, что раздражает, если это можно превратить в то, что нравится и дополняет пространство?
— Моя супруга считает, например, что любые ковры — это пылесборники, поэтому никак не могут «дополнять пространство». Вы хотите сказать, что это заблуждение?
— О коврах мы рассказываем развернуто в первой серии. У меня два кота и большой афганский шерстяной ковёр, который два раза в неделю минимум я пылесошу. Ковер — один из главных атрибутов уюта. Без ковра жизнь не та — в моем случае точно. А так это всё индивидуально.
— Чему вы научились за время съемок?
— Быстро красить. Я умела, но стала еще лучше это делать. По большому счету, я учусь взаимодействовать с людьми, чувствовать их и доносить своё видение. А ещё учусь собирать свою команду. Это крайне важно. У нас больше 20 съёмочных дней в месяц. Это основная часть моей жизни. Поэтому важно проходить этот путь с единомышленниками. Оператор-постановщик в моей команде — мой ближайший друг Алексей Сурков и очень талантливый кинооператор — большое счастье, что он согласился пуститься в это приключение вместе со мной. К нам присоединяются люди со схожими ощущениями, будто мы давно знакомы. Это потому, что взгляд на мир схож и вектор движения выбран одинаково. Вот этому я учусь.
Учусь быть лидером. У меня от рождения лидерский характер. А тут применяю его на практике. Поскольку я капитан корабля, то и координаты, по которым мы движемся, задаю я. Это, с одной стороны — радость, с другой — большая ответственность. Ощущение, что мы друг за друга, друг для друга, дает вдохновение и большое количество сил двигаться дальше.
— В программе фоном звучит много музыки. Насколько эта подборка отражает ваши вкусы?
— Музыка подобрана мною. Это то, что я люблю, то, что слушаю. Она на 100% отображает мой музыкальный вкус.
— У вас есть яркие роли и в кино, и в театре. Но какой фильм, спектакль вы считаете на сегодняшний день своим главным достижением и почему? В каком спектакле вас сегодня можно увидеть и где?
— Я очень довольна тем, как складывается мой творческий путь. Но у меня нет ощущения, что есть какие-то значительные достижения. При этом я очень люблю спектакль «Русский роман» в Театре Маяковского (режиссер Миндаугас Карбаускис — прим. ред.), мне очень нравится «Liebe.Schiller» (режиссер Юрий Бутусов — прим. ред.), который мы играем в питерском Театре им. Ленсовета, и «Ямолодость» (режиссер Семен Барков — прим. ред.) в Театре Ермоловой. В этих трех спектаклях можно меня увидеть.
— Вы сказали, что не любите ужастики. Как же вас угораздило сняться в российском фильме ужасов «Бывшая» (2021 год)?
— Да, я не люблю фильмы ужасов. И решилась на это, чтобы преодолеть страх, чтобы менее эмоционально на такие фильмы реагировать. Я за это люблю свою профессию, при помощи которой можно прокачать новые навыки и победить старые страхи. Вот этим и занимаюсь, иначе не вижу смысла.
— Можете назвать лучшие, на ваш взгляд, российские фильмы последнего времени?
— Ни один фильм в голову не приходит. Я сейчас нахожусь в таком плотном графике, что просто не успеваю смотреть кино.
— Но судя по тому, что подбираете музыку для своего проекта, вы ее слушаете. Какие музыкальные альбомы последнего времени вы могли бы выделить?
— Два альбома Константина Кинчева — «Белый шум» и «Дудка». Вот их и считаю лучшими альбомами последнего времени.
— Вы сказали, что не видели в спектаклях Кирилла Серебренникова «света и Бога», поэтому ушли с его курса в Школе-студии МХАТ. Смотрели ли вы его фильм «Лето» про Виктора Цоя? Если да, как он вам? Мне он не понравился излишней театральностью, мюзикловостью, фальшью. Цой такое не любил. Там, на ваш взгляд, тоже нет света и Бога?
— Фильм «Лето» не смотрела. Ничего сказать не могу.
— Вы спели несколько песен вместе со своим отцом, лидером группы «Алиса» Константином Кинчевым, в частности «Родину». Что может вас заставить покинуть её навсегда?
— Я люблю свою Родину. Поэтому не может быть таких обстоятельств, которые бы меня заставили уехать, эмигрировать. Я дома. А чувство дома для меня очень важно. Я не просто так родилась в России, в такой семье. Да, мне многое может не нравиться. Но, знаете, в детстве мы компанией играли в игры. Сначала собирались в круг и решали, во что будем играть. Каждый предлагал. Тот, кому не нравилось предложение, озвучивал свой вариант. Поэтому с детства придерживаюсь принципа: не нравится что-то, предлагай своё. И я не из тех людей, которые кого-то осуждают, фыркают по поводу чего-то или кого-то. Негативные эмоции разрушают в первую очередь меня саму. История «ПроУют» — это и есть моё предложение, как сделать быт, жизнь и мир в целом чуточку лучше, светлее, теплее и радостнее.