Возраста она не скрывает, потому что абсолютно уверена – это глупо. Да и как его скроешь, если один из самых знаменитых фильмов с Верой Васильевой «Сказание о земле Сибирской» был снят ещё в 1947 году. «Так что подсчитать несложно, сколько мне лет», – говорит Васильева.
За мечтой
Но многие, услышав истинную цифру, не верят и шушукаются даже во время спектаклей Театра сатиры не о том, как здорово играет тот или иной актёр, а о том, сколько же лет этой красивой статной даме, Вере Васильевой.
В отличие от своих ровесниц актриса никогда не молодится. Наверно, отчасти поэтому она и выглядит моложе, им на зависть. В чём же её секрет? В том, что она – женщина. К тому же, по её собственному признанию, женщина избалованная. Актриса уверена, что так и должно быть, ведь «на то мы и женщины, чтобы нас баловать».
Васильева сама признавалась, что молодость ей продлевал её образ жизни. Она никогда не выглядела как замученная жизнью среднестатистическая женщина. Почему? Ну, во‑первых, она всегда была актрисой. Даже в юности, когда жила с мамой и папой в бедности, чистила картошку, варила суп, стирала бельё, в мыслях Вера ходила по сцене, срывала овации, блистала в свете рамп.
В те минуты, когда реальность оказывалась сильнее мечты, когда быт и серые будни убивали всю романтику, Вера думала о том, чтобы уйти из жизни, раз эта жизнь так некрасива, так скучна и однообразна. Однажды она даже попыталась перерезать себе вены, но вовремя остановилась. Решила всё-таки попытать счастье и воплотить свою мечту в жизнь.
История Золушки
А дальше, как говорит сама Васильева, началась сказка про Золушку: экзамены в Театральный институт пройдены, первые роли в кино, первые выходы на сцену.
Васильеву быстро заприметил великий и ужасный Иван Пырьев – главный режиссёр советского кинематографа. Он-то и открыл Веру Васильеву широкому зрителю, и благодаря ему Вера не отправилась играть второстепенные роли в провинциальный театр. В том далёком 1948 году Вера пока ещё живёт в коммуналке с родителями, но уже собирается на правительственный приём, где её ждёт главная награда – Сталинская премия первой степени за роль Насти Гусенковой в фильме «Сказание о земле Сибирской». Она запомнила этот день на всю жизнь: молоденькая актриса стояла рядом с мэтрами – Мариной Ладыниной, Иваном Пырьевым, Владимиром Дружниковым – в одном ряду.
Говорят, что тогда киноначальство даже не думало включать молодую актрису в список счастливчиков. Но картину посмотрел сам вождь народов. Увидев красавицу Васильеву, он поинтересовался, кто эта «прелесть». На следующий день «прелесть» стала обладательницей Сталинской премии.
Её семья была настолько бедна, что Вере буквально было нечего надеть, ни одного торжественного наряда не висело в её шкафу. Иван Пырьев заметил, что девушка бедна, и выдал своей подопечной аванс, чтобы она могла купить себе нарядов, достойных известной актрисы.
Надёжный тыл
С тех пор как Вера Васильева стала известной актрисой, она больше не мыла посуду и не стирала бельё. У неё дома есть стиральная машинка, но пользоваться ею она так и не научилась. О быте актрисы всегда заботились помощники, поклонники, любимый муж.
С актёром Владимиром Ушаковым Васильева прожила более 50 лет. Он обожал жену, боготворил её как актрису и не позволял ей даже мизинцем прикоснуться к серому скучному быту. Для заботы о доме и хозяйстве Владимир нанял домработницу. А Вера… Вера ходила по сцене, срывала овации, блистала в свете рамп. Мечта стала явью.
Как-то Веру Васильеву выбрали в депутаты Моссовета. Казалось бы, удача, новый этап жизни, интересный виток в карьере. Но Васильева, посидев недолго на совещаниях в деловом костюме, отказалась от политической миссии, не хотела быть «старой занудой».
Главное – оптимизм
Вера Васильева всегда излучает оптимизм. Только однажды улыбка пропала с её лица. Несколько лет назад заболел её муж Владимир Ушаков. Васильевой пришлось стать ему не только женой, но и нянькой, сиделкой, медсестрой. Когда его не стало, Вера Васильева на несколько месяцев замкнулась, ушла в себя, перестала выходить в свет.
Но она всё-таки вернулась, снова улыбнулась, прошлась по своей любимой сцене, зашла в магазин, купила любимые духи, новую помаду, и её глаза снова засияли. А как иначе? Ведь она – Вера Васильева, актриса и настоящая женщина.
Да, порой и на неё накатывает печаль, но она никогда никому этого не показывает. Наедине с собой, сидя в своей актёрской гримёрной, Вера Васильева каждый день смотрит на себя в зеркало. Оно не всегда радует, особенно когда не выспишься – морщинки заметнее, глаза уставшие, цвет лица не тот. Но Васильева уверяет, что такое отражение в зеркале её печалит всего несколько секунд. А потом она преображается. Крем, тушь, румяна – и вот её лучезарный образ снова светится в зеркале.
Грусть-тоску каждый раз разгоняет, напомнив себе, как счастлива она на сцене. Вера Васильева сама говорит, что не смогла бы жить жизнью среднестатистической женщины: дом – работа – плита – стирка – глажка – муж – дети. Слишком просто для неё, слишком буднично и серо.