Радостное для российской культуры событие произошло накануне — в родные пенаты вернулся актер Алексей Серебряков. Народный артист России, несколько лет проживавший в Канаде, теперь вновь обосновался на Родине.
«Я и не уезжал, собственно говоря»
На одной из столичных кинопремьер к актеру обратился журналист с вопросом о том, где он сейчас живет.
«Я живу сейчас в России. Я и не уезжал, собственно говоря. Я вывез детей, чтобы поучить», — ответил артист. Раскрывать причину возвращения Серебряков не стал.
Карьера 56-летнего артиста началась еще в детстве, когда в 1970-х годах он сыграл в знаменитой советской киноэпопее «Вечный зов». Затем была яркая роль в сегодня почти забытом фильме о суворовцах «Алые погоны».
Повзрослевший Серебряков стал заметной фигурой в перестроечном кино, где он играл персонажей, мягко говоря, неоднозначных — Пан в «Забавах молодых», каратист Малыш в «Фанате», журналист в фильме «Обнаженная в шляпе», сержант Арсенов в «Афганском изломе».
Настоящая слава к Серебрякову пришла в 2000-х после роли преступника в криминальной саге «Бандитский Петербург», а также комбата Твердохлебова в сериале «Штрафбат».
И как-то так повелось, что лучшие фильмы с участием взрослого Серебрякова представляли нашу страну и ее народ, мягко говоря, в непрезентабельном виде. «Штрафбат» и вовсе вышел карикатурой на историю Великой Отечественной войны, где главную роль отдали уголовникам и репрессированным, которых в атаку гонят заградотряды.
«Я подустал от происходящего в России. Не хочу больше ждать, когда народ поумнеет»
В 2010 году актеру присвоили звание «Народный артист России». А вскоре после этого Серебряков покинул страну, объяснив свой поступок в интервью «Аргументам и Фактам» так: «Я перевёз свою семью в Канаду. Хочу, чтобы мои дети росли и воспитывались в принципиально другой хотя бы бытовой идеологии. Хочу, чтобы они понимали, что могут цениться знания, трудолюбие, что не обязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей. Уличная идеология цивилизованной страны — это доброжелательность и терпимость, то, чего так недостаёт в России. К сожалению, здесь, как бы я их ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил».
«Вообще, я подустал от происходящего в России, — признавался актер. — Можно сказать, сбежал, не выдержал. Жизнь коротка, и я не могу и не хочу больше ждать, когда народ поумнеет. Я не знаю, сколько мне осталось, но хочу, чтобы мои дети усвоили: мир большой и жить можно по-другому. Все говорят про деланность западных улыбок, но по мне уж лучше искусственные улыбки, чем искренняя злоба... О какой демократии может идти речь?! У нас абсолютно рабская психология! А демократия — это ответственность. Народ в лучшем случае интегрирует кого-то во власть. Мол, вот мы тебя выбрали — ты за всё и отвечай, решай наши проблемы! Демократия — это принятие решения на основе знаний, чёткого понимания того, между чем и чем ты выбираешь. А я лично не вижу сегодня повального желания людей образовываться, развиваться, повышать свою квалификацию, работать и, в конце концов, нести ответственность — в том числе за страну, за власть. А тех, кто хочет, — капля в море».
«Национальной идеей являются сила, наглость и хамство»
Что ж, любой человек имеет право на свои взгляды и на выбор места жительства. Но вот что интересно — уехав жить в Канаду, место работы Серебряков не сменил, продолжая сниматься в отечественном кино. В 2014 году на экраны вышел скандальный фильм режиссера Звягинцева «Левиафан», в котором новоявленный житель Канады сыграл раздавленного системой русского мужика. Особенно восхищает в том, что в основу фильма авторы положили историю, в действительности произошедшую в Соединенных Штатах.
Нельзя сказать, что Серебряков не работал на Западе. Но там ему ожидаемо предлагали стереотипные образы вроде криминального русского босса Дмитрия Годмана в британском сериале «Макмафия». А основная работа актера по-прежнему была сосредоточена в России. Что вовсе не мешало отзываться о стране и ее людях, мягко говоря, некомплиментарно.
В начале 2018 года Серебряков дал интервью журналисту Юрию Дудю, в котором заявил: «Я думаю, что, если отъехать на 30, 50, 70 километров от Москвы, много элементов 90-х годов вы увидите. Так или иначе, до сих пор ни знания, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются прерогативой, национальной идеей. Национальной идеей являются сила, наглость и хамство». Причем тут же актер признался, что прямо в день интервью «дал взятку гаишнику».
Эти слова артиста прокомментировали многие коллеги. Режиссер Андрон Кончаловский, сам много лет живший и работавший на Западе, заметил: «Честно говоря, у меня, кроме сочувствия, к Алеше ничего нет. Надеюсь, что он по-прежнему будет сниматься в России, чтобы жить, потому что там (за пределами России — Ред.) он вряд ли кому-то нужен».
«Я вернусь в Россию и буду жить в России»
Кончаловский и сам фигура противоречивая, но тут он оказался прав на все сто. Ибо осенью 2018 года в интервью «Аргументам и Фактам» Серебряков заговорил о том, что собирается вернуться в Россию: «Мне просто не хватает английского, у меня нет такого языка, как у моих мальчишек, чтобы я свободно чувствовал себя на улице и понимал, что говорят люди вокруг меня. Это напрягает, мне это некомфортно. Именно поэтому я вернусь в Россию и буду жить в России. Но только по этой причине. И я не так много нахожусь в Канаде, в последнее время большей частью я здесь, в России».
Все это не помешало в начале 2019 года артисту выступить на форуме в Лондоне, где он заявил, что в течение последних 20 лет Россия «создала несколько войн»: «Я имею в виду Грузию, Чечню, Украину, Сирию... Сейчас мы, находясь в сплошном окружении врагов, должны демонстрировать псевдопатриотизм».
И что же в сухом остатке? Артист Серебряков возвращается в страну, где, по его словам, победил хам и откуда, по его же словам, уезжают все талантливые люди. Таланта самого актера не хватило на то, чтобы за добрый десяток лет освоить английский язык и чувствовать себя комфортно там, где народ более приветливый и достойный.
«На деле это не мозг, а ...»
Дело в том, что актер Алексей Серебряков получил известность и признание благодаря тому самому народу, который его категорически не устраивает. А также деньгам, которые платят в бюджет налогоплательщики с «рабской психологией». И никакому другому народу такой артист, как Серебряков, в общем-то, даром не сдался. На приветливом и улыбающемся Западе пруд пруди своих серебряковых.
Но, очевидно, не то что благодарности, но хотя бы уважения со стороны народного артиста России российский народ не дождется.
И здесь, наверное, уместно вспомнить несколько цитат, которые вполне можно адресовать вернувшемуся в родные края Алексею Серебрякову.
Глеб Жеглов, фильм «Место встречи изменить нельзя»: «Ручки у тебя белые, нежные и гладкие... Потому, что отродясь ничего путного этими руками ты не делал. Прожил ты свои 30 лет и всё время чего-то жрал! Крепко пил, сладко спал. А в это время целый народ на тебя горбил, обувал тебя, одевал. Воевал за тебя! Пока ты со своей грыжей липовой в тылу гужевался!»
Из письма Ленина Горькому, сентябрь 1919 года: «„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно... Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт. Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а ...».
Сергей Михалков, из басни «Две подруги»:
«Мы знаем, есть ещё семейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки...
А сало... русское едят!»