Примерное время чтения: 8 минут
10713

В погоне за красивой жизнью. Советские певицы, которые уехали на Запад

Аида Ведищева, Любовь Успенская, Лариса Мондрус, Вероника Круглова, Нина Бродская.
Аида Ведищева, Любовь Успенская, Лариса Мондрус, Вероника Круглова, Нина Бродская. Коллаж АиФ

Советские артисты, в принципе, относились к категории «выездных» — они могли ездить за границу, выступать там и получать даже какие-то выплаты в твердой валюте. В страны соцблока и в капиталистические страны ездили артисты оперы и балета, эстрады и цирка, коллективы, развивавшие народное творчество, а потом туда стали выпускать и музыкантов — например, у «Песняров» был достаточно успешный тур по США, который продолжался около двух месяцев.

Такие поездки хоть и давали хорошую прибавку к зарплате (в рублях, иногда — инвалютных), но заставляли артистов идти на серьезные ухищрения, чтобы экономить скудные суточные. Так, Майя Плисецкая в своей книге вспоминала, что на гастролях кордебалету в день платили по 5 долларов — и всё. Поэтому почти все везли с собой различные консервы и концентраты, придумывали различные хитрости, чтобы приготовить еду в номере, а также почти «под ноль» выносили шведские столы.

А некоторые артисты уезжали насовсем в «мир изобилия». Иногда — со скандалом международного уровня, иногда — спокойно. Правда, устроиться на Западе удавалось далеко не всем — так, балетный танцовщик Рудольф Нуреев нашел себе место во французских балетных труппах, а вот актерам Олегу Видову или Савелию Крамарову приходилось в США играть только русских, поскольку для исполнения ролей, например, американцев их уровня английского языка было недостаточно. Примерно те же трудности ждали и певцов-эмигрантов — кто-то из них устраивал свою жизнь в населенном русскоязычными мигрантами Брайтон-Бич, а вот американская аудитория вне контекста большой страны ими не интересовалась.

Лариса Мондрус

Популярная в 1960-е певица выросла в Риге, там же окончила музыкальное училище и начала карьеру на эстраде. Позже перебралась в Москву, работала в мюзик-холле, с которым выезжала на зарубежные гастроли. Всесоюзную популярность Мондрус принесли съемки в «Голубых огоньках» (тогда они выходили не только на Новый год) — она выступала в них и сольно и с известными певцами, среди которых были Полад Бюльбюль оглы и Муслим Магомаев. Именно в исполнении Мондрус звучит песня «Проснись и пой» в фильме «Джентльмены удачи» — и это было одним из её последних появлений перед советской публикой.

Относительно причин отъезда певицы версий несколько — считается, что её «зажимало» сначала руководство Москонцерта, а потом она чем-то не приглянулась возглавившему Гостелерадио СССР Сергею Лапину. Певицу лишали концертов, не выпускали на зарубежные гастроли даже в социалистические страны, не издавали её пластинки. В итоге в 1973 году Мондрус вместе с мужем, дирижёром Эгилом Шварцем, который был чем-то вроде её продюсера, уехала в ФРГ и поселилась в Мюнхене. Она продолжила выступать под сценическим псевдонимом Larissa, у неё был контракт с именитой звукозаписывающей компанией Polydor, записывалась она на немецком языке и выпустила несколько альбомов. Музыкальную карьеру Лариса Мондрус завершила в 1984-м, после рождения сына, но к началу нулевых вернулась на сцену, несколько раз приезжала в Россию и выпустила сборники своих старых хитов.

Любовь Успенская

Из СССР Успенская уезжала совсем не звездой эстрады. Она родилась в Киеве в 1954 году, окончила там же музыкальное училище — и с 16 лет пела по ресторанам разных городов. Эмигрировала певица в 1977-м, поселилась в Нью-Йорке, где продолжила «ресторанную» карьеру — но на Брайтон-Бич; сотрудничала с ещё одним эмигрантом Вилли Токаревым, в 1985-м выпустила дебютный альбом, а в 1993-м вернулась в Россию, где быстро стала популярной после выхода клипа на песню «Кабриолет». Сейчас на её счету более десяти альбомов, участие в различных музыкальных фестивалях и статус признанной звезды российского шансона.

Нина Бродская

Бродскую сложно назвать певицей первого ряда, но она была заметным явлением на советской эстраде. Выступала на сцене с середины 1960-х, была лауреатом зарубежных конкурсов, много гастролировала, а её голос был знаком всем кинозрителям. Именно эта певица спела песню «Звенит январская вьюга» для комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и задорную «Бу-ра-ти-но!» в «Приключениях Буратино». Считается, что Бродская уехала из СССР из-за почти полного запрета на появление на ТВ. В США они с мужем уехали в 1979-м, там она смогла выпустить пару альбомов, но звездой в Америке не стала. С 1990-х периодически приезжала в Россию для участия в фестивалях и записи новых песен.

Аида Ведищева

Эту певицу в СССР знали очень хорошо, но в последние годы перед эмиграцией (она уехала в 1980-м) — только по голосу. Именно Ведищева пела такие кинохиты, как «Песенка о медведях» из «Кавказской пленницы» («Трутся спиной медведи...»), танго «Помоги мне» в «Бриллиантовой руке», «Лесной олень» из фильма «Ох уж эта Настя!» Кроме того, голос Ведищевой звучал и в популярных мультиках — в песнях «Колыбельная медведицы» и «Чунга-чанга».

И её карьера, которая началась в 1960-е, поначалу складывалась удачно — выступления по всей стране, альбомы, поездка на фестиваль в польский «Сопот». Позже певица рассказывала, что именно на этом фестивале ей в личное дело поставили большой жирный минус — она вышла на сцену, несмотря на запрет из Москвы; в том году фестиваль совпал по времени с вводом войск Варшавского договора в Прагу, и советские власти опасались, что певица из СССР будет освистана. С тех пор Ведищеву всё реже и реже приглашали на различные телепередачи, она мало выступала — и в конце концов решила попробовать начать новую жизнь. В США она продолжила музыкальную карьеру — взяла псевдоним Amazing Aida, пела композиции из популярных мюзиклов и узнаваемые русские и цыганские романсы, сама начала писать песни. Как и другие эмигранты, с 1990-х регулярно возвращалась в Россию, чтобы выступить перед своими поклонниками.

Вероника Круглова

Эта певица ярко блеснула в начале 1960-х, когда она стала первой исполнительницей таких хитов, как «Ничего не вижу» и «Топ-топ, топает малыш». Но потом из-за проблем в личной жизни в её карьере наступил серьезный спад. Вторым мужем певицы был Иосиф Кобзон, трехлетний брак с которым она пережила очень плохо, а затем её мужем стал другой именитый певец того времени — Вадим Мулерман. Однако в начале 1970-х Мулермана почти отстранили от телеэфира, ему перестали давать новые песни — и этот запрет коснулся и его жены.

Впрочем, Круглова тогда не сдалась, она продолжала выступать и иногда попадала на телевидение. И лишь во второй половине 80-х ушла со сцены. Из СССР она уехала перед самым распадом страны — в 1991-м, причем американскую визу ей сделал Мулерман, с которым они развелись за несколько лет до этого. В Америке Круглова петь не стала, вышла замуж в четвертый раз за ещё одного советского мигранта и стала домохозяйкой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах