В 1976 году обычный подросток Дмитрий Иосифов прославился на весь СССР — на экраны вышел двухсерийный музыкальный телевизионный фильм «Приключения Буратино» Леонида Нечаева по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», созданный на киностудии «Беларусьфильм». С актером Дмитрием Иосифовым aif.ru встретился на проводимом при поддержке Президентского фонда культурных инициатив I фестивале детского кино «Хрустальный ИсточникЪ» в Ессентуках.
Один из 4 тысяч претендентов
Ольга Шаблинская, aif.ru: — Дмитрий, как вы, 9-летний школьник из Минска, попали в фильм «Приключения Буратино», сыграв свою звездную роль? Да еще в компании с Владимиром Басовым, Риной Зеленой, Роланом Быковым?
Дмитрий Иосифов: — Меня нашли в школе фигурного катания. Наша школа находилась в минском парке Горького. Как-то туда пришел бородатый человек, долго сидел, смотрел наш урок хореографии. Я думал, что он отбирает спортсменов в сборную и смотрит, кто способный, кто нет. А я был, по-моему, из 30 девочек один мальчик. Меня за это дразнили все мальчишки из хоккейной секции. Кричали мне: «Что ты какой-то ерундой занимаешься, как девчонка? Иди к нам, мы тебе клюшку дадим. Коньки нормальные будут, без зубчиков».
Но, видите, какую в итоге роль сыграло фигурное катание. Тот мужчина, оказывается, искал актера на роль Буратино. Он бабушке моей сказал: «Можете привести ребенка на пробы в кино?» Она с родителями посовещалась и привела меня. Процесс проб растянулся. Фотографии, кинопробы — снимали все на пленку. Потом костюм, примерки, все остальное. И, кстати, утвердили-то меня сперва на другую роль — Арлекино. А я тогда испугался — до той степени, что у меня заболел живот. Меня стали проверять, водить по врачам, но ничего не нашли. А живот продолжал болеть. Видимо, с перепугу. Я на самом деле не хотел сниматься, боялся. Режиссер понял, что меня надо приручать постепенно. И, действительно, через месяц я освоился.
— А как же вы из Арлекино «переквалифицировались» в Буратино?
— Второй режиссер предложил меня Леониду Нечаеву на главную роль. «Я не вижу в нем героя», — ответил дядя Леня. Ему сказали: «А давайте просто сделаем Диме грим Буратино, и пусть он реплики артистам подает на репетициях». Так в итоге я и стал Буратино — дядя Леня Нечаев свое мнение изменил, а на роль Арлекино взял другого мальчика.
— Сколько, кстати, было претендентов на эту роль?
— Всего на роль Буратино режиссер дядя Леня Нечаев отсмотрел четыре тысячи мальчиков. Я узнал позже об этом. Но никакой особой гордости не испытал.
Как Быкова чуть не побили
— Каким вам запомнился на съемках народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Ролан Быков, который играл Кота Базилио?
— Активным. Когда дядя Ролан приезжал на площадку, он никогда не сидел просто так, всегда что-то придумывал. И пока не реализует то, что напридумывал, не успокаивался. Я помню замечательный случай на Байдарских воротах, когда снимали в Крыму, в районе Фороса. В фильме есть эпизод, где он съезжает по лестнице: «Подайте бедному слепому коту», и в конце у него очки на лоб выскакивают. Он пробовал и так, и так — и никак не получалось на попе съехать. Просто скатываться по ступенькам ему было неинтересно. И Быков, никому ничего не сказав, попросил отвертку, пошел, открутил на автобусе, на котором мы приезжали на площадку, переднее сиденье и скатывался на нем несколько дублей, попросив оператора снимать так, чтоб сиденья не было видно. И все бы прекрасно, но с обеда вернулся водитель автобуса и обнаружил, что одно кресло отсутствует. К тому времени сиденье после спусков было порвано в хлам. Водитель накинулся на Быкова с криками, что он материально ответственное лицо и за испорченный автобус он его сейчас убьет. Схватил Быкова за грудки, завязалась драка. К счастью, вмешались члены съемочной команды, еле их разняли. Режиссер дядя Леня Нечаев пообещал водителю лично уладить вопрос с испорченным сиденьем.
— Черепаху Тортиллу играла народная артистка РСФСР Рина Зеленая. А она какой была в жизни?
— Помните, в фильме есть «Романс черепахи Тортиллы» со словами «Я сама была такою триста лет тому назад». Очень смешно было, когда тетя Рина отказалась зайти на плот — тот огромный зеленый лист с креслом, на котором она сидела. Она посмотрела и говорит: «Я туда не пойду». Ей говорят: «Все устойчиво, отличная конструкция, не переживайте, это прямо плот настоящий, камеры надутые вокруг автомобильные. И только сверху поролоновый лист нарисованный, поэтому не волнуйтесь, плот выдержит кого угодно, хоть всю съемочную группу». Рина Зеленая ответила: «Ну покажите». И художнику пришлось загнать на плот 18 человек. Когда она увидела, что он не тонет, сказала: «Ну ладно».
Я народную артистку называл тетя Рина. Не мог выговорить «Рина Васильевна». У нас было 2 съемочных дня вместе. Ей по рекомендациям врачей нужно было постоянно двигаться. Она в перерывах говорила мне: «Дима, давай пройдемся». Я ей руку подставлял, она о меня опиралась, и мы ходили вокруг этого пруда, где шли съемки. Тетя Рина мне про травы всякие рассказывала. «Вот этот цветочек, знаешь, какой? А эта травка, знаешь, для чего?» Я отвечал: «Нет». И она мне рассказывала. Сейчас я удивляюсь: откуда она, актриса, все это знала?!
Еще Рина Зеленая запомнилась мне тем, что была печальная, рассказывала грустные истории.
— После роли Буратино вы, что называется, проснулись знаменитым...
— На самом деле особого счастья я от этого не ощущал. Когда в тебя тычат пальцем на улицах, что тут приятного? Хотя я не ходил с носом, мне кричали «Буратино». Меня многие годы преследовали клички, обзывания. Ко мне значительно хуже стали относиться мальчишки в школе. Хотя я их могу понять — зависть.