Творческая судьба режиссера и актера Андрея Смирнова была непростой, он сам признавался, что карьеру свою считает неудачной. Но не потому, что сам ее не построил, а потому, что попал в жернова цензуры, которая лишила его профессии на целых 30 лет. 13 марта Андрей Смирнов отмечает юбилей — 80-летие.
Марксизм-ленинизм сдавал на пятерки
Смирнов родился в тяжелый 1941 год в Москве. Жизнь в войну и в первые послевоенные годы была тяжелой, поэтому мальчик из творческой семьи собирался после школы идти в техникум, получать рабочую профессию. Но еще в школе Андрей увлекся театром, а потом полюбил и кино, поэтому рабочую профессию получать передумал и понес документы во ВГИК на режиссерский факультет. Учиться Смирнову довелось у Михаила Ромма.
Несколько лет назад Смирнов выпустил книгу воспоминаний, в которой честно признался, что считает свою карьеру неудавшейся, несмотря на огромное количество картин, в которых он снялся и которые снял сам. Все дело в том, что у Смирнова был огромный перерыв в творчестве как у режиссера. Он почти 30 лет не снимал ничего, потому что у него закончились силы на борьбу с цензурой.
Хотя изначально Смирнов верил в светлое будущее, был и пионером, и комсомольцем, его даже избирали председателем совета дружины и членом комитета комсомола. Смирнов уверен, что тогда он просто «спал». Не помогли ему проснуться даже поездки в западные страны. В 16 лет родители отдали сына во французскую школу, так как отец Смирнова сам говорил на пяти языках. Комсомольца, верящего в коммунизм, от школы отправили во Францию — сначала он побывал в Париже, а потом отдохнул в лагере в Пиренеях. Но этот отдых в капиталистической стране совершенно не открыл глаза мальчику на действительность. Он даже получил грамоту за пропаганду советского образа жизни. Его взгляды поменялись только в ВГИКе, когда он стал читать зарубежную литературу и самиздат. Как вспоминал сам режиссер, вышел он из ВГИКа «законченным антисоветчиком», хотя марксизм-ленинизм сдавал в институте исключительно на пятерки.
«Белорусский вокзал» снять был обязан
В советском кино Смирнов прославился своей принципиальностью и свободолюбивыми взглядами. Наверно, поэтому только одна из его картин, «Пядь земли», в которой сыграли Александр Збруев и Евгений Урбанский, вышла на экраны без каких бы то ни было проблем. Остальные картины цензура кромсала нещадно, а некоторые работы вообще запретила показывать советскому зрителю.
Есть еще один фильм Смирнова, который стал настоящей классикой нашего кинематографа и ненадолго вернул веру режиссеру в профессию. Это «Белорусский вокзал» с Евгением Леоновым, Анатолием Папановым, Ниной Ургант и Всеволодом Сафоновым. Картина вышла на экраны в 1970 году, а в 1971-м уже была удостоена главного приза на фестивале в Карловых Варах.
А история создания ленты началась с того, что Смирнову кто-то из коллег рассказал, что на одной из киностудий есть заявка от студии Григория Чухрая про четырех фронтовиков, которые встречаются у могилы боевого товарища, своего командира. Заявку эту никто не хотел рассматривать и запускать в работу. А Смирнов захотел. Ведь его отец после войны занимался поисками героев Брестской крепости, многие из ветеранов приезжали к ним домой, жили у них в столице. Часть из этих людей были когда-то пленными у немцев. Многие относились к таким людям с недоверием. Но в семье Смирновых было иное мнение. Его отец помогал таким людям, писал письма, ходил по кабинетам, выбивал им льготы. Андрей, помня это, был уверен, что он обязан снять фильм про фронтовиков. Так и появился «Белорусский вокзал».
С режиссурой надолго завязал
После грандиозного успеха снова начались нападки. Смирнов снял фильм «Осень». Цензоры долго изучали ленту и вынесли вердикт: «Положить на полку». Формальной причиной отказа выпускать фильм на экраны стала интимная сцена, которая была почти невинной. Но Смирнов понял, что даже вырежи он эту сцену, картине хода не дадут — цензоров задели за живое не постельные кадры, а стихи Бориса Пастернака, которого в то время не жаловали.
В 1979 году после того, как цензура потребовала вырезать многие сцены из фильма «Верой и правдой», Смирнов решил завязать с режиссурой и стал сниматься в кино в качестве актера.
Смирнов снова стал популярен в 2000-е, когда сыграл Ивана Бунина в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены». С этого момента актера снова стали постоянно приглашать в кино. В 2014 году Смирнов, вдохновившись успехом, попытался поставить картину по своему сценарию о временах оттепели. Деньги на съемки собирали по инвесторам, и так получилось, что, когда необходимая сумма была найдена, банк, в котором она лежала, обанкротился. Работу заморозили на неопределенный срок. Но Смирнов не отчаивается и продолжает работать.
В прошлом году, когда фильм «Белорусский вокзал» отмечал 50-летие, режиссер Тигран Кеосаян заявил, что будет снимать картину «Бессмертные» про Афганистан, но по мотивам «Белорусского вокзала». Узнав об этом, Смирнов категорически запретил это делать, так как считает, что эти две войны в один ряд поставить невозможно.