В артистических семьях скандалы дело не редкое. В наши дни это становится достоянием общественности благодаря многочисленным каналам популярности, век назад творческие натуры обходились лишь газетами и радио, но им и этого вполне хватало, чтобы их личная жизнь была достоянием гласности. Как это было, например, в браке Диего Риверы и Фриды Кало — двух очень популярных художников из Мексики, которые за семейными проблемами не забывали о творчестве и даже о мировой революции.
Кто такой Диего Ривера?
Он родился 8 декабря 1886 года в мексиканском городе Гуанахуато; деньги у семьи водились, так что Диего сначала обучался в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико, потом в испанской Академии художеств в Мадриде. Свой творческий путь он начинал в Париже, но вообще тогда объездил почти всю Западную Европу; был близко знаком с Пабло Пикассо.
Ещё у него была дочь от перебравшейся во Францию русской художницы Моревны. Позже он женился на мексиканской писательнице Гуадалупе Марин. Впрочем, это не помешало юной художнице Фриде Кало несколько лет добиваться своего кумира и выйти за него замуж.
Ривера и Фрида
Фрида Кало была на 23 года моложе Риверы, у неё в анамнезе был перенесенный в детстве полиомелит и серьезные травмы, полученные в автоаварии в 18 лет. Но она искренне увлекалась живописью, недавно вступила в Компартию Мексики — в общем, у них было много общих интересов. Кроме того, Риверу приятно поразили ранние работы Кало, которые она принесла ему на оценку. Справедливости ради, никакой протекции он ей не делал — да она бы, наверное, и не приняла бы такого рода помощь от супруга.
Фрида Кало и Диего Ривера. Мехико. Мексика. 1939 г. pic.twitter.com/9KOx1q594e
— Исторические Фото (@HistoryFoto) February 19, 2021
Уже тогда репутация у Риверы была слегка подмочена, так что возмущение родителей Фриды против брака дочери с известным художником были вполне обоснованы. По их мнению, это были две противоположности. Впрочем, Ривера был влюблен, а плохое здоровье, невзрачная внешность и странный характер девушки ему не виделись препятствием к созданию прочного союза. Они поженились в 1929 году.
Следом за мужем
Следует отметить, что первое десятилетие их брака Фрида Кало была очевидной ведомой в этой паре — но со своим собственным характером. Когда мексиканские коммунисты в едином порыве — вслед за своими советскими коллегами осудили Льва Троцкого, она вышла из компартии сразу после исключения оттуда Риверы, который склонялся к троцкизму. В начале 1930-х Кало вместе с мужем долго жила в США, где у Риверы было несколько больших заказов и масштабная выставка в нью-йоркском МоМА. Её же саму тогда никто всерьез не воспринимал — она упоминалась лишь как «миссис Ривера». Фрида пыталась родить ребенка, несколько раз беременела, но всё заканчивалось неудачно — сказывались последствия полиомелита и аварии.
Любопытно, что «вслед за мужем» означало и ответ на его многочисленные любовные увлечения, от которых Ривера не отказался даже в браке. Когда он закрутил очередной роман, Фрида Кало тоже не стала скромничать — у неё даже были недолгие отношения с Кристиной Гастингс, супругой одного из помощников мужа. Ну а потом решилась на долгий — правда, периодический — роман с фотографом Николасом Мюреем.
Ленин и Троцкий
Диего Ривера был популярным художником, но с сильной склонностью к эпатажу. Свои прокоммунистические убеждения он не скрывал — напротив, бравировал ими. И когда его позвали сделать мурал в строящемся Центре Рокфеллера, то создал «Человека на распутье» — своеобразный манифест против капитализма, на котором в числе прочего было и изображение Ленина; изменять его он категорически отказался. Ситуация осложнялась тем, что Ривера был очень близок с семьей Рокфеллеров — заказчиками мурала, — и они хотели мирного исхода этого конфликта. Но Ленин в центре Нью-Йорка в те годы смотрелся слишком вызывающе — так что фреску пришлось удалить; Ривера позже повторил её в Мехико, в здании Дворца изящных искусств — добавив Троцкого и Джона Рокфеллера-младшего. Любопытно, что с Рокфеллерами он всё-таки сохранил дружеские отношения.
А вот с Троцким всё вышло иначе. Именно Ривера добился, чтобы мексиканское правительство дало опальному политику убежище в Мексике; Троцкий с женой даже недолго жил в его доме. Но Фрида Кало в отместку за очередной роман мужа завела недолгую интрижку с гостем; когда это вскрылось, Троцкий вынужден был съехать, а Ривера перестал быть троцкистом и занял просталинские позиции.
Две звезды
Все эти политические пертурбации шли фоном к тому, что Фрида Кало из начинающей и никому не известной художницы превратилась в мировую звезду. Она рисовала много и часто — в Америке, потом в Мексике, откликалась на события в своей жизни, на сопровождающие её боли, на свои чувства, на измены супруга. Но в октябре 1938 года проходит её первая персональная выставка в Нью-Йорке, а в 1939-м её работы показали в Париже. Одну из них приобретает Лувр, Кало попадает на обложку французского журнала «Vogue» — и всё, становление нового артиста состоялось.
Но ужиться двум звездам в одном браке оказалось делом непростым. Почти сразу по возвращении Фриды из Парижа супруги разводятся; через несколько месяцев женятся снова. Её здоровье начало быстро ухудшаться, но это не мешало Ривере заводит новые романы на стороне. Между ними начались скандалы. В 1948 году один из них добрался до газет — Ривера захотел развода, чтобы жениться на актрисе Марии Феликс. Развод он не получил, зато славу бабника подтвердил.
Пока смерть не разлучит
Они так и были вместе — или просто рядом — до самой смерти Фриды Кало в 1954 году. Она тяжело болела несколько лет, перенесла несколько мучительных операций и ампутацию ноги, но лечение не помогало. Диего Ривера пережил её на три года; в 1956-м он ещё раз приехал в СССР — уже не сталинский, а в 1957-м умер.
Ещё до свадьбы с Кало Ривера писал: «Я об этом еще не знал, но тогда Фрида уже стала самой важной частью моей жизни. И оставалась до самой своей смерти на протяжении последующих 27 лет».
Фрида Кало и Диего Ривера в госпитале. 1950 г. pic.twitter.com/V6QjURryMD
— Художники и Поэты (@Xudozhnikipoeti) October 7, 2021
Она же считала его всем в своей жизни — и другом, и мужем, и родителями, и сыном, который у них так и не родился. Но однажды она записала в дневник, что «Диего не может быть ничьим мужем, и никогда не будет, но он прекрасный товарищ» — словно открывая для себя тайну их долгих и противоречивых отношений.