Александр Филиппенко снялся более чем в 80 фильмах. Из-за характерной внешности ему чаще всего достаются роли злодеев — одним из первых сыгранных персонажей был, к примеру, Кощей Бессмертный в киносказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках». Об этой и других ролях, фильмах и спектаклях Александра Филиппенко вспоминает АиФ.ru.
Будущий актёр родился в Москве, однако детство и школьные годы провёл в Алма-Ате, где тогда жили его родители — преподаватели Горно-металлургического института. В столицу Александр Филиппенко приехал поступать в Московский физико-технический институт, на факультет молекулярной и химической физики, и, окончив его, два года работал по специальности в Институте геохимии. Ещё в студенческие годы, несмотря на нетворческую специальность, Филиппенко играл в КВН и выступал с эстрадными номерами в театральной студии МГУ «Наш дом», а в 1970 году принял решение продолжить образование — на этот раз на режиссёрском отделении Театрального училища им. Щукина.
Время учёбы актёр называет самым золотым в своей жизни — всё потому, что ещё студентом он был принят на службу в Театр на Таганке. За 6 лет, проведённых в труппе Любимова, Филиппенко сыграл в спектаклях «Гамлет», «Товарищ, верь!», «Тартюф», «Час пик», «Пугачёв». Одновременно с этим состоялся и кинодебют: в 1969 году он впервые появился на экране в судебно-криминальной драме Наума Трахтенберга «Я его невеста». Горой Филиппенко — простой парень Володя Харламов — оказывается на скамье подсудимых, ему незаслуженно грозит большой срок. Единственный, кто встаёт на защиту, — девушка Валя, случайная знакомая, которую он однажды спас от хулиганов и которая теперь, чтобы спасти Володю, выдаёт себя за его невесту. В 70-х Филиппенко снимается много, но в основном в эпизодических ролях, посвящая больше времени театру — в 1975 году актёр покидает Таганку и переходит в Театр им. Вахтангова. В этом театре он прослужил 20 лет и сыграл герцога Бекингема в «Ричарде III» Шекспира, Ихарева в «Делах давно минувших дней» по «Игрокам» Николая Гоголя, Бухарина в «Брестском мире» Михаила Шатрова, Жданова в «Уроках мастера» Дэвида Паунела, Мосье Боярского в «Закате» Исаака Бабеля.
В кино тем временем за Филиппенко закрепилось злодейское амплуа. «Придёшь показываться режиссёру, что-то рассказываешь, он согласно кивает головой и… просит: «Ну-ка повернись вправо, теперь влево. Хорошо. Дайте ему в руки автомат!..» В кино, если какой-нибудь типаж приклеится, отодрать его бывает очень трудно. Для многих режиссёров я — такой яркий представитель тёмных сил…» — признаёт сам актёр. Сыграв Кощея, Филиппенко в тот же год появился на экране в образе Смерти — в рок-опере Владимира Грамматикова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» по мотивам поэмы Пабло Неруды и на музыку Алексея Рыбникова. Хрипловатый голос и дьявольский блеск в глазах сделали именно его персонажа одним из самых запоминающихся в фильме.
Неудивительно, что спустя много лет без Филиппенко не обошлись обе экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1994 году он сыграл Коровьева-Фагота в версии Юрия Кары, в 2005 — Азазелло в мини-сериале Владимира Бортко. «После Кощея Бессмертного, Смерти и других ярких представителей тёмных сил это просто оказалось мне „в масть”», — рассказывал Филиппенко в одном из интервью.
Покинув в 1994 году Вахтанговский театр, Филиппенко появляется в спектаклях разных столичных театров. Среди сыгранных им персонажей есть Клавдий и Тень отца Гамлета — в сатириконовской постановке пьесы Шекспира актёр исполнил сразу две роли. В 2000 году на сцене «Et Cetera» в спектакле Роберта Стуруа по пьесе «Венецианский купец» Филиппенко сыграл Антонио, тогда как партия еврея-ростовщика Шейлока досталась Александру Калягину. Выбор кинематографического злодея Филиппенко на эту роль критики посчитали определённым вызовом для самого исполнителя. Герой в версии Стуруа — мечтатель, визионер, которому видятся в грёзах путешествия в волшебную страну и который, кажется, знает о жизни то, что недоступно всем остальным. Отсюда отстранённость, замкнутость, пугающее выражение лица-маски и высокомерие, присущее скорее аристократу, нежели купцу. Одновременно с этим спектаклем Филиппенко играл в постановке пьесы «На дне» Горького в Театре под руководством Табакова — режиссёр Адольф Шапиров пригласил его на роль Сатина, демонического, циничного, уставшего человека, жёстко, даже агрессивно произносящего свои реплики.
И всё же наиболее значимое место в творчестве Александра Филиппенко уже не первое десятилетие занимают моноспектакли и эстрадные монологи, с которыми артист выступает и на театральных подмостках, и на концертных площадках. В 1978 году Марк Розовский поставил для него моноспектакль «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе Виктора Славкина — именно там появился знаменитый монолог про «Козла на саксе». Спустя 10 лет он же стал режиссёром спектакля Филиппенко «Мёртвые души. Последние главы…» и вечера советской сатиры, на котором актёр читал и обыгрывал рассказы Зощенко и повести Платонова. Позднее в репертуаре появились авторские программы-монологи, посвящённые творчеству Есенина и Довлатова.
С 2007 года Александр Филиппенко выходит на сцену театра «Практика» и в одиночку играет «Один день Иван Денисовича» — читает текст Солженицына на фоне лаконичной, придуманной ныне покойным сценографом Давидом Боровским декорации с задником в виде карты СССР с отмеченными на ней лагерями. «Мой спектакль — не эстрада. Это, скорее, опыт литературного театра», — говорит об этой постановке актёр.
Уже несколько лет Филиппенко выступает ещё и с программой «Демарш энтузиастов» — монологом, состоящим из собственных воспоминаний о 60–80-х годах, а также из стихов и рассказов того времени. Со сцены звучат песни Окуджавы и Высоцкого, а цитата из Жванецкого «Наша страна — родина талантов, но наша родина — их кладбище» становится своеобразным эпиграфом к повести Сергея Довлатова «Заповедник» — её исполнитель знает почти наизусть. Филиппенко обыгрывает и сатирический диалог героя с майором КГБ, и его прощание с женой и дочерью перед их отъездом в Америку. По ходу действия зачитывает ещё и фрагменты своих дневников, вспоминая, к примеру, судьбоносный 1968-й год с Пражской весной, предшествовавший этому процесс Синявского и Даниэля, цитирует Евтушенко и бросает в зал: «Сегодня он играет джаз…». Зал охотно отвечает: «…А завтра родину продаст». Возвращаясь из года в год к текстам Зощенко, Гоголя, Довлатова, актёр уверен, что они будет актуальны всегда — читая со сцены, он делится со зрителем тем, что увидел между строк, надеясь, что и новая, молодая публика сможет увидеть то же самое.