«Размышления о совершенстве природы» — так называется выставка 54 работ художницы Наталии Кабаковой, которая проходит в Галерее классической фотографии при поддержке Российского фонда мира и Фонда развития искусства и фотографии им. Петра Барышникова.
Все рождаются художниками
По мнению одного Большого Мастера, «рождаются все от Бога художниками», но со временем у людей появляются более важные дела. Творческий зов по мере взросления человека ослабевает, хотя и не исчезает навсегда.
Китайская живопись в стиле гун-би и сё-и появилась в жизни Наталии Кабаковой 3 года назад, когда она просто ради интереса заглянула на художественный мастер-класс. «Зашла и осталась, — говорит художница. — Мне понравилось отношение мастера к ученикам, атмосфера тихого вдохновения, сами картины: хочется замереть и разглядывать — такая красота!»
Наталия Генриховна — человек увлекающийся, и в новый для неё вид творчества погрузилась с головой: ей нравится выбирать темы, «танцевать» кистью по рисовой бумаге и шёлку, накладывать один за другим слои красок.
«Творите! — призывает она всех без исключения. — Если вас увлекает — творите. В искусстве человек, пропуская через себя красоту мира, замечательно раскрывается».
Художнице также нравится постепенно проникать в тайны традиционной живописи из Поднебесной: это целая философия. Восточная. И потом, ей очень интересно понять, ремесло это или искусство.
«Работа чрезвычайно скрупулёзная, всё так тонко выписывается, всё имеет значение, — поясняет Кабакова. — Похоже, это ремесло. А если искусство? Тайна присутствует. Есть какие-то свои секреты».
Лучшее доказательство — особая энергетика на выставке: посетители подолгу всматриваются в работы художника, на лицах появляются мягкие улыбки, незнакомые друг с другом люди вдруг начинают умиротворённо общаться. Отключившись от суетного города, никто больше никуда не спешит.
Непохожесть всегда притягательна
«Секрет в том, — пробует пояснить гость выставки, студент Московской государственной консерватории им. Чайковского Сяньхэ Ни, — что в Китае художник, мастер каллиграфии или музыкант творят не для публики, а для себя, пробуя передать своё внутреннее состояние. Не бывает двух одинаковых картин или двух одинаковых концертов, и это очень метафизично. Выражение индивидуальности, непохожести, согласитесь, всегда притягательно».
В частности, поэтому и решила впервые устроить выставку китайской живописи Галерея классической фотографии. А ещё, по словам куратора экспозиции Алёны Кругловой, это познание иной, неизвестной широкому российскому зрителю культуры, изучить которую он живо стремится, посещая различные городские фестивали и другие подготовленные китайскими друзьями мероприятия.
«На фоне сближения России и Китая, — продолжает 1-й заместитель председателя правления Российского фонда мира Елена Сутормина, — нам интересно поддержать творчество соотечественницы, которая старается понять и глубоко прочувствовать красоту, тонкость и хрупкость природы, приобщиться к философии старинных китайских техник. В этих работах такая глубина и душевность, что каждый, созерцая их, невольно становится добрее и спокойнее».
По мнению Суторминой, для многих занятия китайской живописью вполне могли бы стать арт-терапией, поскольку такой процесс рисования действует гармонично и умиротворяюще на человека, взявшегося за кисть, приводит в порядок его мысли, чувства, эмоции, а также тренирует моторику.
Жить с широким охватом
Звонкие стрекозы над розовыми ирисами и резвящиеся рыбки, сочный гранат и нежная роза, примостившиеся на ветке сосны журавли и нахохлившийся на берёзе сыч. А ещё недавно покинувший хозяйку любимый гусь Мартин, которого художница назвала в честь приятеля Нильса из знаменитой сказки Сельмы Лагерлёф. Всё это сюжеты картин Наталии Кабаковой.
«Китайские традиционные стили привлекли меня ещё и потому, — говорит она, — что отличаются от современной живописи. Они такие, знаете... будто идёшь мимо. И в этом всегда скрыта какая-то мысль — стоишь подолгу, пытаешься проникнуть, разгадываешь».
Кабакова, по её собственному признанию, всегда старается найти что-то новое, получая тем самым от жизни удовольствие. Для неё это радость, внутреннее удовлетворение.
«Не надо зацикливаться на чём-то одном, — считает художница. — Жизнь должна быть с широким охватом».