Светлана Дружинина: А я не считаю свои годы! Если стану размышлять о том, что у меня болит, то не сделаю ничего, а у меня много работы. Загружайте себя делами! Энергия аккумулирует энергию. Лениться нельзя.
— Это правда, что вы можете до сих пор сесть в позу лотоса и на шпагат?
— У меня есть гимнастика, которую я стараюсь делать каждое утро. В последние годы некоторые упражнения, к сожалению, пришлось «сократить»: у меня переломано колено — была тяжёлая травма на съёмках «Гардемаринов». Муж (известный оператор Анатолий Мукасей. — Ред.) печалился, выхаживал меня, пока я лежала в большом гипсе, а теперь шутит: «Какое счастье! Если бы колено не было сломано, не знаю, куда бы ты ещё побежала! Сейчас хоть что-то приостанавливает тебя». Это всё, конечно, шутки, чтобы поддержать друг друга. А тогда было не до смеха... Первые четыре части «Гардемаринов» были сняты на костылях...
Дела семейные
— А кто у вас в семье верховодит? Ваш супруг производит впечатление мягкого человека...
— Мягко стелет — да жёстко спать. Да, Мукасей умеет погасить мой взрыв эмоциональный. Но это совсем не значит, что он тряпка. Толя очень упорный человек. Умеет настаивать на своём и в семье, и на съёмочной площадке. Все, кто работал с нами, знают, что мягкий, обаятельный Мукасей вовсе не такой пушистый. Как говорится, из рук пищу не берёт. (Смеётся.)
Кризисы семейной жизни? Пока нас Бог миловал, за больше чем 50 лет совместной жизни у нас получается уживаться.
— А мама вы строгая?
— Я обожаю своего сына, и Миша очень любит меня, я это знаю. Но у нас бывают очень крутые споры. Но мы никогда не оскорбляем друг друга, не переходим на личности, никто никого не обзывает, не упрекает.
Если мы порой «перехлёстываем» через край, мне ничего не стоит позвонить и сказать: «Миш, по — моему, я рванула» . — «Да, мать! Ну ничего. Я тоже был непрост». Я сына очень жалею: ему сказать мне извини безумно трудно, он не любит просить прощения. Но по его поведению я всегда знаю, что он хочет помириться...
— А с внуками — при вашей — то занятости — часто удаётся общаться?
— У меня три внука — Даниил, Максим и Елизавета. Все очень хорошие ребята, талантливые, красивые, умные. И все — от разных матерей. Одной невестки, царство ей небесное, уже нет... Мой самый старший внук Даниил мне как родненький сын. Мы с Анатолием Михайловичем стали его опекунами. (Это пришлось сделать по трагической причине — старший сын Дружининой и Мукасея погиб в 1978 г. — Ред.). Мы с Данилкой работаем вместе. Он режиссёр по компьютерному монтажу. Причём очень хорошо монтирует, лучше, чем все мы, знает эту технику... И Максима я очень люблю, и Лизку. Но, к сожалению, мы с ними не так тесно общаемся. Так сложилась судьба.
Умейте говорить спасибо
— Вы выбрали сложнейшую для женщины профессию — режиссёра...
— Я очень жертвенно отношусь к своей работе. «Коллективное творчество» — это неправда. Да, оно коллективное. Но коллектив собираю я, ответственна за него я. Я обязана властвовать и владеть всем этим делом. Но владеть мудро, разумно. Не ради собственных амбиций, а чтобы сделать общее достойное дело. И мой муж, и я всегда работаем на результат. Иногда на съёмках фильмов, как сейчас говорят, «пилят» бюджет. Нам «пилить» нечего. Мы большие дорогие картины делаем за очень маленькие деньги.
— Вы неоднократно говорили, что преклоняетесь перед Екатериной II. Императрица работала только с мужчинами. А вам легче работается с мужчинами или с женщинами?
— Люблю работать именно с мужчинами. Мне в этом плане повезло: моя режиссёрская карьера складывалась рядом с талантливыми, уже известными к тому времени писателями, драматургами, сценаристами. Свой дебют «Зинка» я писала с Борисом Можаевым. С Володиным над «Дульсинеей Тобосской» мы вот здесь, за этим столом работали... (Разговор происходит дома у Дружининой. — Ред.). Юрию Марковичу Нагибину я обязана тем, что он меня «подсадил на время». Мне стало безумно интересно работать именно в Истории.
— А кто вас на «Гардемаринов» вдохновил?
— Это «привет» от Каверина. Когда мы работали над «Исполнением желаний», у нас были серьёзные споры и даже ссоры. Но мы всегда мирились и очень продуктивно работали...
Кстати, я никогда не влезаю в соавторы сценария. Да, я обязательно рассказываю о своей позиции, пытаюсь её доказать. Но никогда не спорю, если вдруг предложение противоположной стороны будет лучше, чем моё. Может быть, вначале не приму его. Как говорю, я талантлива завтра. На следующий день могу и извинения попросить, и сделать это совершенно искренне.
Когда говорю о том, что люблю работать с мужчинами, я имею в виду только определённые этапы. А так у меня вся съёмочная команда — женщины. Иначе как снимать зимой на натуре в чистом поле, да ещё когда вокруг темно, холодно? Как прожить, что съесть, как на следующий день всё организовать... Мужики таких тяжёлых условий не выдерживают. Только наши милые женщины.
Королева дворцовых переворотов. Творческий путь Светланы Дружининой
Светлана Дружинина родилась 16 декабря 1935 года в Москве, её семья жила в Марьиной Роще. Мама — Мызникова Анна Даниловна, донская казачка, работала воспитательницей в детском саду. Отец — Дружинин Сергей Иванович, сын священника, шофёр погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском.«За витриной универмага». 1955 год.
Светлана Дружинина всегда любила танцевать. В 10 лет она поступила в цирковое училище, но через год мама забрала ее оттуда — боялась, что дочь проведёт всю жизнь в гастролях и останется без высшего образования. Как-то в пионерском лагере Светлана познакомилась с внучкой известной танцовщицы Айседоры Дункан — та занималась в хореографическом училище при Большом театре. Дружинина захотела тоже попасть туда, но набор был уже закончен. «Дело было в Пенькове». 1957 год.
Тогда девушка поступила в другое хореографическое училище — при Театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. А через какое-то время перевелась оттуда, куда и хотела изначально — кстати, в училище при ГАБТ молодая балерина училась вместе с Марисом Лиепа и Наталией Касаткиной. «Девчата». 1961 год.
Дружинина планировала заниматься балетом профессионально, но помешала травма — на одной из репетиций она разбила локоть о металлическое крепление станка. Именно после травмы артистка и пришла на телевидение.«Орлиный остров» 1961 год.
Светлана дебютировала в кинематографе в 1955 году как актриса в роли красавицы-продавщицы Сони Божко в фильме «За витриной универмага». С 1955 по 1965 годы была актрисой Центральной студии киноактёра и киностудии имени М. Горького.«Одиночество». 1964 год.
О том, что актриса станет его женой, Анатолий Мукасей пошутил лет в 17. Тогда он впервые увидел свою будущую супругу на экране, в фильме «За витриной универмага». А спустя какое-то время они встретились... в спортзале ВГИКа, куда оба поступили. Он был капитаном мужской волейбольной команды, она — капитаном женской.«Любимая». 1965 год.
В 1960 году Светлана окончила актёрский факультет ВГИКа (мастерская О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова). А в 1969 году окончила режиссёрский факультет (мастерская И. В. Таланкина), защитив диплом фильмом «Зинка» (сценарий Б. Мажаева). В этом же году начала работать режиссёром на киностудии «Мосфильм».«Сердце России». 1970 год.
Королева дворцовых переворотов. Творческий путь Светланы Дружининой
Светлана Дружинина родилась 16 декабря 1935 года в Москве, её семья жила в Марьиной Роще. Мама — Мызникова Анна Даниловна, донская казачка, работала воспитательницей в детском саду. Отец — Дружинин Сергей Иванович, сын священника, шофёр погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском.«За витриной универмага». 1955 год.
Светлана Дружинина всегда любила танцевать. В 10 лет она поступила в цирковое училище, но через год мама забрала ее оттуда — боялась, что дочь проведёт всю жизнь в гастролях и останется без высшего образования. Как-то в пионерском лагере Светлана познакомилась с внучкой известной танцовщицы Айседоры Дункан — та занималась в хореографическом училище при Большом театре. Дружинина захотела тоже попасть туда, но набор был уже закончен. «Дело было в Пенькове». 1957 год.
Тогда девушка поступила в другое хореографическое училище — при Театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. А через какое-то время перевелась оттуда, куда и хотела изначально — кстати, в училище при ГАБТ молодая балерина училась вместе с Марисом Лиепа и Наталией Касаткиной. «Девчата». 1961 год.
Дружинина планировала заниматься балетом профессионально, но помешала травма — на одной из репетиций она разбила локоть о металлическое крепление станка. Именно после травмы артистка и пришла на телевидение.«Орлиный остров» 1961 год.
Светлана дебютировала в кинематографе в 1955 году как актриса в роли красавицы-продавщицы Сони Божко в фильме «За витриной универмага». С 1955 по 1965 годы была актрисой Центральной студии киноактёра и киностудии имени М. Горького.«Одиночество». 1964 год.
О том, что актриса станет его женой, Анатолий Мукасей пошутил лет в 17. Тогда он впервые увидел свою будущую супругу на экране, в фильме «За витриной универмага». А спустя какое-то время они встретились... в спортзале ВГИКа, куда оба поступили. Он был капитаном мужской волейбольной команды, она — капитаном женской.«Любимая». 1965 год.
В 1960 году Светлана окончила актёрский факультет ВГИКа (мастерская О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова). А в 1969 году окончила режиссёрский факультет (мастерская И. В. Таланкина), защитив диплом фильмом «Зинка» (сценарий Б. Мажаева). В этом же году начала работать режиссёром на киностудии «Мосфильм».«Сердце России». 1970 год.
— Как-то я была на передаче о Вячеславе Тихонове. Мы вместе с ним снимались в картине «Дело было в Пенькове». На съёмках программы мне задали вопрос: «А был ли Тихонов интеллигентным человеком?» Когда спрашивают о таких понятиях, как «интеллигентный человек», «духовность», я отвечаю: «Это невозможно оформить на словесном уровне. Нельзя потрогать руками». Все люди, о которых я вам рассказывала, были невероятно интеллигентные, потому что были жертвенны. Творили для Отечества с вдохновением и любовью. Они — наша духовная платформа.
Как оставаться интеллигентным человеком? Надо помнить добро, своих родителей, учителей. Помнить тех, кто тебе помог стать чуть-чуть выше, поддержал в трудную минуту, успокоил. Мне кажется, умение говорить искреннее спасибо и помнить своё начало начал тоже входят в систему интеллигентности.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.