90 лет назад в Париже родилась большая актриса и настоящая женщина мадам Жирардо.
Ее снимали Лукино Висконти, Клод Лелуш, Роже Вадим, Филипп де Брок, Андре Кайат, Сергей Герасимов. Партнерами в кино были Ив Монтан, Жан Габен, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Лино Вентура, Филипп Нуаре, Жан Марэ, Луи де Фюнес.
В 1956 году драматург и режиссер Жан Кокто назвал 25-летнюю Анни «самым красивым драматическим темпераментом послевоенных лет». Спустя три года Андре Моруа объявил ее одной из двух лучших актрис своего поколения (второй, по мнению писателя, была Жанна Моро). В 2005-м Жирардо — единственной — стоя аплодировал зал на Московском кинофестивале. А когда через шесть лет актрисы не стало, президент Франции Николя Саркози сказал: «Ее лицо — самое запоминающееся во французском кино за последние 50 лет».
Мадам Анни приписывали романы со многими. С кем-то они и в самом деле случались. Но по-настоящему любила Жирардо только одного мужчину — итальянского актера Ренато Сальватори. Всю жизнь. Даже когда он ушел в мир иной.
Играть проститутку? Ни за что!
Их знакомство произошло вопреки воле Анни. Актриса летела из Парижа в Рим, чтобы отказаться от роли проститутки Нади в фильме Лукино Висконти «Рокко и его братья», даром, что двумя годами ранее она сыграла в его спектакле «Двое на качелях» и имела бешеный успех. Но тут предстояло играть падшую женщину. Хоть и в Риме... Нет, ни за что она не согласится на эту роль! Тем более, что в Париже у нее жених, с которым она не хочет расставаться надолго.
Спустя несколько часов Лукино представил их друг другу и... «Мы очутились в объятиях друг друга прежде, чем успели познакомиться», — станет вспоминать спустя годы актриса.
Большой как медведь, грубоватый, азартный... Не чета ее парижским поклонникам. Ренато и Анни были слишком разными. Но обоих при первой встрече словно током ударило. Они постоянно исчезали со съемок, доводя Висконти до исступления. Проводили вместе ночи напролет, гуляли по Риму, ездили в Милан... Ей было 29, ему 27. Но их чувство оказалось сродни первой любви. Когда все нипочем. Когда хочется все время целоваться, держаться за руки, хохотать из-за всякой ерунды. И просто не расставаться ни на минуту.
Приговор врачей: «Бесплодие»
В январе 1962-го Ренато и Анни поженились. В том же году летом родилась их дочь Джулия. И для актрисы это стало настоящим чудом. Ведь в молодости она перенесла опасную инфекцию, и врачи поставили диагноз «бесплодие».
К сожалению, ребенок не изменил отношения Ренато к браку. Скорее всего, он просто не был приспособлен к супружеским отношениям. Актер кутил, пил, проигрывал в казино деньги. И ходил налево. Отчаянно не желая быть с одной-единственной.
Анни вытерпела лишь несколько лет. Она хотела быть образцовой женой, матерью. Хотела любить и быть любимой. Отказывалась от работы, чтобы не расставаться с Ренато даже на одну ночь. Но ее усилия были напрасны. Ренато не оценил. Не сумел. При том, что и карьеру его нельзя назвать успешной. Приглашений было мало, играл он в основном негодяеев.
Устав от такой жизни, мадам Жирардо вернулась в Париж. У нее начался новый период в кино — Анни стали приглашать в комедии. В 1970-е годы она была едва ли не самой востребованной актрисой во Франции. Ренато, с которым Анни так и не развелась до конца его дней, постепенно превратился в «месье Жирардо». Его это злило, он еще больше пил, предпринимал попытки суицида. А Жирардо в любую минуту готова была сорваться со съемок и лететь к нему. Спасать того, кто ее совсем не ценил.
Страшный конец
В 1988-м в возрасте 55 лет Ренато ушел из жизни. Подвела измученная алкоголем печень. 1980-е и для Анни были сложными. Она вложилась в театральный проект и потеряла деньги — пришлось даже продать квартиру в центре Парижа. Да и роли в кино были уже не те. Время, когда сценарии писали на мадам Жирардо, ушло. «Ее карьера пошла зигзагом», — написал тогда кто-то из критиков. Другие подхватили. Анни ужасно переживала. Говорили, даже стала прикладываться к бутылке.
Тем не менее любое предложение сниматься она по-прежнему воспринимала с радостью, воодушевлением. И преображалась, как только входила в кадр и звучала команда «Мотор!». Работа так и осталась ее единственным смыслом жизни. Настоящим счастьем.
«Французское кино, возможно, и обойдется без меня. Да только я без него не смогу», — объясняла Анни.
А потом случилось страшное... «Сегодня Анни Жирардо больше не знает, что она Анни Жирардо», — прозвучало в документальном фильме «Так уходит жизнь». Режиссер Николя Болье сделал фильм об актрисе, которая много лет жила с болезнью Альцгеймера. Она не помнила друзей, родных, себя. Повторяла лишь имя мужа: «Ренато». Ей было трудно передвигаться, обслуживать себя...
Смотреть на это было невыносимо. Ни в жизни, ни на экране. Зрители помнили, какой была Жирардо. Они по-прежнему любили ее. Но самой Анни уже не было до этого никакого дела. Она ведь даже подумать не могла: за что ей такой конец?..