Примерное время чтения: 7 минут
2022

Спиваков — самый богатый. Кто из деятелей культуры больше всех заработал

Владимир Спиваков.
Владимир Спиваков. / Валерий Христофоров / АиФ

Сотрудники подведомственных Министерству культуры РФ учреждений задекларировали свои доходы за 2021 г. В абсолютных лидерах оказался народный артист СССР, полный Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Спиваков.

Руководитель Национального филармонического оркестра России и глава Московского Международного дома музыки задекларировал 158,3 млн рублей годового дохода. Для сравнения, в 2020 году знаменитый скрипач и дирижёр заработал 61 млн руб. То есть в 2021 году его доходы выросли примерно в 2,5 раза, из-за чего на второе место «съехал» директор Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева (Институт наследия) Владимир Аристархов. Его доход за 2021 год — 157,4 млн рублей. Годом ранее Аристархов заработал 113 млн рублей, благодаря чему стал самым богатым руководителем подведомственного Министерству культуры учреждения 2020 года.

На третьем месте — директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный, который задекларировал 113 млн рублей.

На четвертом месте — еще один представитель классического «цеха», народный артист СССР, Лауреат Госпремии СССР и РФ и премии «Грэмми» Юрий Башмет. Доход художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» за 2021 год составил более 80 млн рублей.

Замыкает первую пятерку художественный руководитель и директор МХТ имени Чехова Константин Хабенский с 75 млн рублей.

Далее идут гендиректор «Российской государственной цирковой компании» Сергей Беляков, внёсший в декларацию по доходам в 2021 году 72,9 млн рублей, президент Российской академии художеств Зураб Церетели с доходом в 60 млн рублей и художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов, который задекларировал 39,8 млн руб годового дохода.

Исходя из деклараций, можно сделать вывод: оказывается, в России деятели культуры зарабатывают не так уж и плохо, хотя постоянно говорится, что нынче у нас классика в загоне, а «попса» типа Ольги Бузовой заколачивает на корпоративах невероятные деньги. А если учесть, что в прошлом году из-за пандемии коронавируса были введены строгие ограничения (сокращение количества публики в зале, отмены массовых мероприятий и пр.), то картина с заработками деятелей культуры получается ещё более интересная. Известный музыкальный критик, педагог, виолончелист, радио- и телеведущий Артём Варгафтик так прокомментировал «АиФ.ру» ситуацию:.

— Попса не подведомственна Министерству культуры, — сказал «АиФ.ру» Варгафтик. — Это коммерческая деятельность, которая происходит и развивается на основе баланса спроса и предложения. Поэтому я бы в данном случае параллелей не проводил. Что касается финансовых успехов учреждений культуры и их руководителей, там, где дела идут более или менее удачно, где разумно организован процесс, это отражается и на денежных показателях. Но это вовсе не значит, что на основании этой цифры можно делать далеко идущие выводы. То, что у Владимира Теодоровича Спивакова доход выше, чем у других руководителей учреждений культуры, само по себе мало что говорит о востребованности классической музыки или об интересе общества к классике. Просто надо порадоваться за маэстро, что он много гастролирует по стране. Национальный филармонический оркестр и «Виртуозы Москвы» — два коллектива, которыми руководит Спиваков — много ездят по России. В основном этим как раз и объясняется такая цифра: где есть спрос и интерес к такому искусству, там платят.

Я бы еще обратил внимание и на тот факт, что Спиваков не только много зарабатывает, но и много тратит своих собственных денег. Если вы зайдете в Дом музыки, президентом которого он является, то увидите, что за отчетный период там появился еще один концертный зал, кроме трех существующих — Большого Светлановского, Малого Камерного и театрального. И в фойе этого зала вас встречают произведения современного искусства, которые, во-первых, сами по себе впечатляют, во-вторых, вы понимаете, что стоить эти произведения должны не менее, чем сам новый зал. И все они приобретены Спиваковым на собственные средства. Кроме того, там теперь есть и «Мемориальный кабинет Альфреда Шнитке», куда можно зайти. В этом кабинете стоит все, что было у композитора в кабинете его московской квартиры в прошлом веке, пока он в ней жил. Всё это выкуплено Спиваковым у наследников Альфреда Шнитке и стало частью Дома Музыки. Так что одновременно это и доходы, безусловно, но это и расходы, которые в результате становятся неким культурным достоянием каждого, кто готов ходить на концерты в Дом музыки.

Что же касается второго места по доходам у директора Института культурного наследия Лихачева Владимира Аристархова и третьего места у директора усадьбы Архангельское Вадима Задорожного, я не очень понимаю, каким образом люди, находящиеся на таких постах, в принципе зарабатывают деньги. Спиваков дает концерты и все эти гонорары декларирует по-белому. А чем зарабатывают эти люди, даже не догадываюсь.

Как не могу объяснить и факт, что доходы Юрия Башмета в два раза меньше, чем у Спивакова.

В целом же разговоры и попытки скрупулезно считать деньги, которые зарабатывают деятели культуры, довольно опасны. Потому что существует один довольно острый вопрос, на который нет правильного ответа. Вы находитесь во главе учреждения культуры, будучи его либо художественным руководителем, либо президентом, либо генеральным директором — первым лицом. И в этом случае что вы должны делать за зарплату, которая очень и очень высока в этом случае, а что вам полагается оплачивать отдельным гонораром как творцу, потому что это не входит в ваши обязанности первого лица-администратора? И в каждом отдельном случае правильного ответа на этот вопрос нет. Потому что тот же Константин Хабенский как режиссер, Хабенский как актер и Хабенский как ответственное лицо, худрук МХТ им. Чехова — это все разные виды деятельности.

Могу сказать, что многие из известных мне людей, которые находятся на таких постах, принципиально за что-то денег не берут, хотя в любом другом случае это была бы работа, за которую надо было бы отдельно платить. Но они не берут, потому что понимают, что это будет неправильно воспринято коллегами и по многим другим причинам. А другие, наоборот, считают, что необходимо разделить четко и недвусмысленно обязанности руководителя и всего, что связано с творческой деятельностью. Потому что в творческой деятельности начальников и подчиненных нет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах