Ольга Шаблинская, «АиФ. Здоровье»: Сергей Юрьевич, в недавнем интервью вы с возмущением говорили об идее импортозамещения в медицине. Что именно вызывает у вас такой гнев?
Сергей Юрский: Я старый человек, я знаю, что люди испытывали, когда зубные врачи ему говорили: «Мы найдём нерв и его убьём». И что это было на деле? «Давайте я тыкну сюда»... Когда человек орал страшным голосом, врач делал вывод: «Вот! Теперь нашли, будем убивать». Но оказалось, что разные люди думали на эту тему и додумались, как сделать так, чтобы нерв определял аппарат. Да, такой аппарат стоит денег. А как же! Работа над его созданием была большой. Но из-за того, что рубль дешевеет, теперь говорят: «Да мы сами обойдёмся». Обойдёмся?! Чтобы вернуться к этим пыткам?!
— Помимо этого у нас в стране есть другая острая проблема — сокращают врачей. При этом отовсюду слышатся призывы: России нужна единая национальная идея. Так может, сделать национальной идеей оздоровление населения, возможность дать ему жить, а не выживать?
— Конечно, это очевидно! Но у нас всё носит характер чистого прожектирования. Сгнило образование. Это не значит, что в России единодушно все плохие врачи. Но в целом мы живём в то время, когда очень многое теперь делают аппараты. Когда-то врач, к которому ты приходил, смотрел язык, глаза, ногти, мочу, ощупывал пациента и ставил диагноз. Тогда все должны были быть людьми врачебного искусства... Существовал отбор, доверие к авторитетам, которые говорили: «Этот может лечить, а этот ассистировать будет». Сегодня всё это ушло.
— В вашем спектакле «Предбанник» звучит такая фраза: «Корыстная медицина не бывает талантливой»... Быть может, всё дело в этом?
— На мой взгляд, это одно из самых страшных явлений, хотя сейчас об этом как-то стали меньше говорить. А напрасно, нужно трубить во все колокола! Во‑вторых, врачи стали регистраторами, они ответственны за машины. Ты ему говоришь, что болит, а он тебе отвечает: «Вот этот аппарат сейчас поставим, и он нам всё скажет».
Это уже очень тревожно. Мировое ли это явление? Может быть, отчасти. Таланты есть и там, таланты есть и у нас. Но если теперь импортозамещение коснётся машин, то начнётся впадение в варварство, как с поиском нерва в зубе... Потому что без машины врач сам уже не сможет поставить диагноз. Это путь в никуда.
Держите удар!
— Сергей Юрьевич, сейчас много говорят о сегодняшних нравах... Мы уже на дне?
— Нет, дна мы ещё не достигли. Но то, что происходит с людьми, те вещи, которые я наблюдаю, наводят на грустные мысли... Я телепередачи с Андреем Малаховым с трудом смотрю, хотя к нему отношусь с восхищением, потому что он «струну держит», это очень трудно. Но то, что он вытаскивает на поверхность каждый день... Это бесконечная череда казусов, в основном ужасных, из которых нет выхода.
— А культура как-то может противостоять всему этому?
— Культура — это есть самоограничение, то есть отличение добра от зла. В конечном счете это молитва «Отче наш», кончающаяся словами «избави нас от лукавого». Лукавый — это не пляшущий чёрт, который с небес спрыгивает, и это не Запад, как мы сейчас стараемся представить. Лукавый — это человек, это обстоятельства жизни, которые вокруг. Лукавый не в стороне от тебя, он в твоём окружении, в твоём сегодняшнем дне, и надо не дать ему проникнуть вовнутрь, не найти отклика на него.
— Там, где лукавство — там соблазн. Каким соблазнам в своей жизни подвергается Сергей Юрский?
— Как у всех людей, ничего такого особенного нет. Опять-таки лукавый приходит не к каким-то избранным личностям, это для каждого проблема — для актёра, для режиссёра, для старого человека.
Какие соблазны? Соблазн не замечать перемен в себе, не замечать перемен в обществе, по-прежнему выходить на сцену и играть, допустим, всё тот же водевиль, который имел и все ещё имеет успех. Вот это соблазн! Но это тот соблазн, от которого я отказался очень давно и не принял его, так что тут гордиться особенно нечем. Это уже давно случилось.
Но эти соблазны приходят всё время. За деньги сделать то, чего без денег делать очень не хотелось бы, — вот соблазн ежедневный. Но нужно уметь с ними бороться. Это и есть наша жизнь.
Неповторимый Сергей Юрский. Творческий путь легендарного актера
В 1955 году, после 3-го курса юрфака, Юрский поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (курс Леонида Макарьева). Уже после окончания 2-го курса, в 1957 году, Сергей Юрский был приглашён в Большой драматический театр им. М. Горького.«Человек ниоткуда». 1961 год.
В 1957 году, еще будучи студентом, Сергей Юрский был принят в ленинградский Большой драматический театр (БДТ), ныне носящий имя режиссера Георгия Товстоногова, где сыграл роль Олега в спектакле «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова. Затем последовала роль шалопая Пино в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», где Юрский зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля, острой формы. В БДТ он играл Чацкого в «Горе от ума» (1962) Александра Грибоедова, Дживола в «Карьере Артуро Уи» (1963), Тузенбаха в «Трех сестрах» (1965) Антона Чехова… «Черная чайка». 1962 год.
Театральным событием на сцене БДТ в те годы стали спектакли «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова и «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, в которых Сергей Юрский выступил не только исполнителем главной роли, но и режиссером.«Кюхля». 1963 год.
На сцене МХАТ имени А.П. Чехова им были сыграны роли Фоглера в постановке «После репетиции» Ингмара Бергмана, Жевакин в «Женитьбе» Николая Гоголя, Ярослава Квапила в «Нули» Павла Когута.«Золотой телёнок». 1968 год.
В театре «Школа современной пьесы» он выступил постановщиком и актером в спектаклях «Стулья» Ионеско, «Провокация» Вацетиса и «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» по пьесе Иона Друцэ.«Расмус-бродяга». 1978 год.
В 1992 году Юрский организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского» и поставил спектакль «Игроки-XXI» по пьесе Николая Гоголя «Игроки», где сыграл Глова.«Маленькие трагедии». 1979 год.
На сценах зарубежных театров актер участвовал в постановках театра Bobigny в Париже в спектакле «Дибук» (Азриель), Национального театра в Брюсселе в Бельгии в спектакле «Незрелые любовники» (Барон Казу). Как режиссер он работал в японском театре «Хаюдза» в Токио, где в 1986 году осуществил постановку спектакля «Любовь» по Алешину, и в 1998 году постановку спектакля «Боркман» по Генрику Ибсену.«Место встречи изменить нельзя». 1979 год.
В мае 2013 года Юрский поставил спектакль-фантазию «Полеты с ангелом» о художнике Марке Шагале, где сыграл пять ролей. Постановка — совместный проект театра им. Ермоловой и театрального агентства «Арт-Партнер ХХI». Спектакль стал лауреатом премии «Звезда Театрала-2013».«Не бойся, я с тобой». 1981 год.
Дебютом Сергея Юрского в кино стал фильм «Повесть о молодоженах», снятый в 1959 году. Известным его сделала главная роль Чудака в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961). Затем были роли в картинах «Крепостная актриса» (1963), «Время, вперед!» (1965), «Республика ШКИД» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Сломанная подкова» (1973), «Расмус-бродяга» (1978) и др.«Ищите женщину». 1982 год.
Творческой удачей стала для актера драматическая роль Груздева в телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). С глубоким проникновением в пушкинский текст сыграл он Импровизатора в «Маленьких трагедиях» Александра Пушкина, снятых режиссером Михаилом Швейцером (1980).«Выигрыш одинокого коммерсанта». 1984 год.
В 1980-1990-х годах среди интересных ролей Юрского в кино можно отметить роли мэтра Роше в телефильме «Ищите женщину» (1982), дяди Мити в картине «Любовь и голуби» (1984), Экстрасенса в одноименном фильме (1992), мэтра Рене в сериале «Королева Марго» (1996).«Сказки старого волшебника». 1984 год.
В 1990 году он снял художественный фильм «Чернов/Chernov» по собственной повести, где сыграл одну из ролей. На телевидении Юрский поставил фильмы «Фиеста» (1976), «Младенцы в джунглях» (1975), «По поводу лысой певицы» (2009).«Любовь и голуби». 1984 год.
Сергей Юрский был одним из лучших чтецов. В его репертуаре 15 литературных программ по произведениям классических и современных авторов. Первые программы он начал создавать еще в 1960-е годы, читая на литературных концертах произведения Пушкина, Гоголя, Бабеля, Пастернака и других литераторов. «Звездочёт». 1986 год.
Перу Юрского принадлежат книги «Кто держит паузу», «В безвременье», «Узнавание», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Театр Игоря Вацетиса», «Игра в жизнь», «Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского». Сергей Юрский — народный артист РСФСР (1987). Был награжден орденами Почета (1995), «За заслуги перед Отечеством» IV (2005) и III степеней (2010), медалью Пушкина. Лауреат Премии президента РФ в области литературы и искусства (2002), Премии правительства РФ 2010 года в области культуры.«Королева Марго». 1996 год.
Неповторимый Сергей Юрский. Творческий путь легендарного актера
В 1955 году, после 3-го курса юрфака, Юрский поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (курс Леонида Макарьева). Уже после окончания 2-го курса, в 1957 году, Сергей Юрский был приглашён в Большой драматический театр им. М. Горького.«Человек ниоткуда». 1961 год.
В 1957 году, еще будучи студентом, Сергей Юрский был принят в ленинградский Большой драматический театр (БДТ), ныне носящий имя режиссера Георгия Товстоногова, где сыграл роль Олега в спектакле «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова. Затем последовала роль шалопая Пино в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», где Юрский зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля, острой формы. В БДТ он играл Чацкого в «Горе от ума» (1962) Александра Грибоедова, Дживола в «Карьере Артуро Уи» (1963), Тузенбаха в «Трех сестрах» (1965) Антона Чехова… «Черная чайка». 1962 год.
Театральным событием на сцене БДТ в те годы стали спектакли «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова и «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, в которых Сергей Юрский выступил не только исполнителем главной роли, но и режиссером.«Кюхля». 1963 год.
На сцене МХАТ имени А.П. Чехова им были сыграны роли Фоглера в постановке «После репетиции» Ингмара Бергмана, Жевакин в «Женитьбе» Николая Гоголя, Ярослава Квапила в «Нули» Павла Когута.«Золотой телёнок». 1968 год.
В театре «Школа современной пьесы» он выступил постановщиком и актером в спектаклях «Стулья» Ионеско, «Провокация» Вацетиса и «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» по пьесе Иона Друцэ.«Расмус-бродяга». 1978 год.
В 1992 году Юрский организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского» и поставил спектакль «Игроки-XXI» по пьесе Николая Гоголя «Игроки», где сыграл Глова.«Маленькие трагедии». 1979 год.
На сценах зарубежных театров актер участвовал в постановках театра Bobigny в Париже в спектакле «Дибук» (Азриель), Национального театра в Брюсселе в Бельгии в спектакле «Незрелые любовники» (Барон Казу). Как режиссер он работал в японском театре «Хаюдза» в Токио, где в 1986 году осуществил постановку спектакля «Любовь» по Алешину, и в 1998 году постановку спектакля «Боркман» по Генрику Ибсену.«Место встречи изменить нельзя». 1979 год.
В мае 2013 года Юрский поставил спектакль-фантазию «Полеты с ангелом» о художнике Марке Шагале, где сыграл пять ролей. Постановка — совместный проект театра им. Ермоловой и театрального агентства «Арт-Партнер ХХI». Спектакль стал лауреатом премии «Звезда Театрала-2013».«Не бойся, я с тобой». 1981 год.
Дебютом Сергея Юрского в кино стал фильм «Повесть о молодоженах», снятый в 1959 году. Известным его сделала главная роль Чудака в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961). Затем были роли в картинах «Крепостная актриса» (1963), «Время, вперед!» (1965), «Республика ШКИД» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Сломанная подкова» (1973), «Расмус-бродяга» (1978) и др.«Ищите женщину». 1982 год.
Творческой удачей стала для актера драматическая роль Груздева в телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). С глубоким проникновением в пушкинский текст сыграл он Импровизатора в «Маленьких трагедиях» Александра Пушкина, снятых режиссером Михаилом Швейцером (1980).«Выигрыш одинокого коммерсанта». 1984 год.
В 1980-1990-х годах среди интересных ролей Юрского в кино можно отметить роли мэтра Роше в телефильме «Ищите женщину» (1982), дяди Мити в картине «Любовь и голуби» (1984), Экстрасенса в одноименном фильме (1992), мэтра Рене в сериале «Королева Марго» (1996).«Сказки старого волшебника». 1984 год.
В 1990 году он снял художественный фильм «Чернов/Chernov» по собственной повести, где сыграл одну из ролей. На телевидении Юрский поставил фильмы «Фиеста» (1976), «Младенцы в джунглях» (1975), «По поводу лысой певицы» (2009).«Любовь и голуби». 1984 год.
Сергей Юрский был одним из лучших чтецов. В его репертуаре 15 литературных программ по произведениям классических и современных авторов. Первые программы он начал создавать еще в 1960-е годы, читая на литературных концертах произведения Пушкина, Гоголя, Бабеля, Пастернака и других литераторов. «Звездочёт». 1986 год.
Перу Юрского принадлежат книги «Кто держит паузу», «В безвременье», «Узнавание», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Театр Игоря Вацетиса», «Игра в жизнь», «Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского». Сергей Юрский — народный артист РСФСР (1987). Был награжден орденами Почета (1995), «За заслуги перед Отечеством» IV (2005) и III степеней (2010), медалью Пушкина. Лауреат Премии президента РФ в области литературы и искусства (2002), Премии правительства РФ 2010 года в области культуры.«Королева Марго». 1996 год.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.