О думе и литературе
Для меня важно продолжать писать. Конечно, времени стало меньше, иной раз приходится сочинительствовать урывками, рано утром, ночью, в перелётах - у меня как у депутата 4 далёких сибирских региона. До той же Тувы напрямик не добраться, надо сутки ждать в Новосибирске, Красноярске или Иркутске. Вот время в пути я отдаю прозе.
Мой поход в Думу - в традициях русской литературы. Я полагаю, что сострадание людям, искренняя попытка им помогать, делать жизнь честнее, справедливее - естественно для русского писателя. Народничество, защита униженных и оскорблённых... В этом смысле для меня очень важно ездить по стране. Была отличная книга у Максима Горького «По Руси». Думаю, из нескончаемых моих странствий в итоге родится цикл текстов. Литература ведь не просто игра, словесный бисер. Хорошая литература должна быть живой. И очень отрадно, помимо прочего, когда удаётся помочь людям.
Раньше я как журналист писал статьи. Помню, ко мне обратилась многодетная семья Трушиных, которую выгоняли из съёмного жилья. За неделю удалось собрать деньги. Теперь они мне по всем праздникам пишут благодарственные письма, потому что в итоге им дали хороший дом. Или у священника из Приморья, отца Александра Орехова, ювеналка отбирала приёмных детей. Благодаря моей газетной статье удалось его защитить. Депутатские полномочия, конечно, увеличивают мои возможности. На запрос депутата обязаны ответить в любом кабинете. Зная, что я могу рассказать на радио, на ТВ, в прессе о происходящем, на местах побаиваются. Местные чиновники, которые обижают сирот, не хотят строить дороги, закрывают школы и больницы, сокращают школьные автобусы, предпочитают избегать огласки. Я каждый день рассылаю множество запросов. Можно подумать, что у меня синдром Деда Мороза, как будто я иду с мешком подарков по стране. Понятно, что всех проблем мне одному не решить. Но где можно хоть как-то помочь, я делаю всё возможное. И хотел бы, чтобы другие депутаты брали с меня пример.
О чтении без мучения
Советское время, когда миллионы граждан знали наизусть классическую поэзию, вернуть невозможно. Но я чувствую в людях, затюканных своей жизнью, тягу к слову. К писателю, куда бы он ни приезжал, по-прежнему относятся как к батюшке, приходят исповедаться, от него ждут проповеди, даже больше - пророчества. И так - куда бы ты ни приезжал, и не только на территории России, но и, скажем, в Донецке и Горловке, где я часто бываю. Людям нужны ориентиры. У нас есть замечательная литература, но о ней не узнаешь из СМИ. Литература загнана в резервации, в уютные бложики, в замкнутую среду. Я бы привнёс на наше телевидение вместо истеричных, дебильных телепрограмм разговор о культуре, истории, осмысленные беседы.
Но люди не должны зевать при просмотре или чтении. Любое произведение можно воспринять как рыбий жир в ложке, а можно как бодрящий эликсир. Важно зацепить народ. Когда я провожу уроки литературы в разных школах по стране, стараюсь заинтересовать ребят, устроить спор, кто им ближе - Чацкий или Молчалин, Штольц или Обломов. Пусть они говорят нечто странное, главное, что они прочли произведение. Нужен прорыв, литературная жизнь должна затронуть людей. Верните литературу в сознание народа, потому что из сердца людей она не уходила!
О Сибири и характере народа
Сибирь могуча своими жителями. Один из первых людей, с которыми для меня связана Сибирь, - Валентин Распутин. Он дружил с моим отцом-священником, мне довелось немало с ним общаться. Немного застенчивый, твёрдый, принципиальный. Тонкий русский писатель, человек закрытый, берёгший какую-то внутреннюю тайну. Я написал о нём эссе под названием «Страсть к чистому снегу». Он говорил, как ему важен чистый снег, особенно в Москве ему такого не хватало. Я постоянно езжу по Сибири. Те регионы, которые представляю, - очень бедные территории, где люди зачастую чувствуют себя забытыми, но не сдаются. У меня по поводу этих мест на язык не просится выражение «Богом забытые места», потому что уж Богом они точно не забыты. Потому что дух высок в этих людях.
Есть такой интернет-мем - люди со светлыми лицами. Так иногда дразнят творческую интеллигенцию - на контрасте с хмурым, мрачным народом. Приезжая в сибирские регионы, в глубиннейшие сёла, я вижу там людей со светлыми лицами. Без ложного пафоса и всяких преувеличений. У них есть потрясающая способность самоорганизовываться. Они сами себе устраивают кружки. В селе Поспелиха одна девочка читает стихи Юлии Друниной, другая занимается русскими народными танцами, ребята затеяли художественную выставку и постановку по мотивам «Ромео и Джульетты»... И это там, где затапливает дома, где множество неурядиц, бедность, нет хороших дорог! Это и есть русский характер. Особенно ярко он виден в Сибири.
О патриотизме
Я не бахвалюсь своим патриотизмом. Просто я достаточно рано пришёл к этим взглядам - ещё в то время, когда слово «патриот» было бранным, словом-дразнилкой. Я учился на факультете журналистики МГУ в 1990-е годы, все как один считали, что мы встраиваемся в глобальный Запад, что у России едва ли есть свои национальные интересы. Тогда я чувствовал своё одиночество. То, что сейчас превратилось в мейнстрим, формулировали те, кто тогда сидел в подвалах.
В 1990-е годы была музыкальная группа «Красные звёзды», которая пела левопатриотические экстремальные песенки. Один альбом назывался «Эпоха лжепатриотизма». В этом было нечто провидческое. С одной стороны, меня радует то, что в сознании людей произошло некоторое просветление. Я застал то время, когда говорили, что нам никто не угрожает, никакого соперничества на международной арене нет и Запад нам подскажет, какие у нас могут быть интересы. С другой стороны, сейчас есть риск двоемыслия, фальши, конъюнктуры. Видя, сколько развелось новоявленных патриотов, я с ужасом думаю, какую позицию они займут, чуть качнись конъюнктура, изменись вектор официоза. Это самое опасное, поэтому для меня важно такое мужское качество, как последовательность.
Я совершенно естественно сочетаю патриотизм с ценностями социальной справедливости и свободы и не считаю, что они находятся в противоречии. По большому счёту, патриотизм для меня - права личности и их соблюдение. Чтобы человека не избивали в кутузке, не пытали на зоне, не уничтожали памятники архитектуры, не разворовывали страну, соблюдали законы. Разве это тоже не патриотизм? Я за то, чтобы у нас не противопоставлялись права человека и сильное государство.