Примерное время чтения: 7 минут
3780

Писатель Сергей Шаргунов: «Россия всё время ждёт большого общего дела»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. Сквозь тернии — в Крым 08/03/2017
Писатель Сергей Шаргунов.
Писатель Сергей Шаргунов. / Алексей Даничев / РИА Новости

Инерция идеалов

Сергей Грачёв, «АиФ»: Сергей, в одном из недавних интервью вы сказали, что в России сегодня «разбит компас культуры». Когда этот «компас» дал трещину и получится ли его починить?

Сергей Шаргунов: Здесь не всё так просто... Распад Советского Союза сопровождался варварским вытеснением ценностей, представлений о героях, сопровождался атакой на саму историческую память. Но вместе с тем в 90-е годы, когда было очень тяжело и людям культуры и науки, равно как и простым трудящимся, ещё сохранялся советский запас энергии. Варварская идеология коммерциализации уже вторгалась в жизнь общества, но в практику ещё не превратилась. В людях жил нерастраченный идеализм. Но процессы, которые были запущены тогда, в том числе по демонтажу образования, по раскрою культуры, к сожалению, привели в итоге к печальным результатам. Это закономерно: зубы дракона, посеянные в 90-е, рано или поздно дают свои всходы.

Досье
Сергей Шаргунов. Родился в 1980 г. в Москве. Окончил МГУ, журналист-между­народник. Автор книг «Битва за воздух свободы», «Птичий грипп», «Книга без фото­графий» и др. Обладатель российских и международных литературных премий.

Но я бы не хотел всё драматизировать, поскольку сегодня мы наблюдаем самые разные тенденции. Несмотря ни на что, каждый год появляется как минимум пять замечательных, ярких литературных произведений, открываются новые талантливые имена в самых разных сферах искусства.

— А у общества запрос на эти новые талантливые имена существует?

— Безусловно! Например, что касается литературы, то читатель становится всё более разборчивым, зрелым. Если в какой-то момент большинство читало дамские романчики, второсортные детективы и прочую бросовую литературу, то сегодня читающая публика знает имена серьёзных современных прозаиков. Появился большой запрос на исторические исследования, на документальную литературу, биографии. Но ещё неплохо было бы поменять сетку телевидения: читать стихи перед программой «Время», например, рассказывать о современных книгах...

Время мстителей?

— Каждая эпоха или значимый период истории порождает своих героев, которых писатели, режиссёры лишь отражают в своих произведениях, но не выдумывают. За последние 25 лет такие герои у нас пока не появились?

— По большому счёту, героем последних 25 лет был и остаётся народный мститель, некий Робин Гуд. Поэтому народу так нравился «Ворошиловский стрелок» Говорухина, так горячо были приняты балабановские «Брат» и «Брат-2». Герой нашего времени — это человек, чья фигура проступает на фоне пожарища. Это герой-воин в контексте той же чеченской войны или конфликта в Донбассе. Это заступник, но в любом случае он человек из народа.

— Вы говорите, что герой — это народный мститель, воин... Но в основе этих образов заложена некая жертвенность. Неужели иначе никак?

— Герой, который побеждает, а не просто сражается и в итоге висит прикованный с выклеванной печенью, возникает тогда, когда воздух наполнен доверием. Конечно, такого героя найти непросто, но потребность в нём есть, и она велика. По большому счёту, наши герои — это учителя, врачи, инженеры, офицеры. Они вокруг нас! Несмотря ни на что, они делают своё тихое, незаметное дело. Сшивают расползающуюся ткань общества, не опускаются, не сдаются. Вот эти люди наполняют современную русскую литературу. Неслучайно она становится, говоря проще, всё более социальной, народнической.

— Ваш коллега писатель и публицист Александр Гаррос в одном из своих эссе озвучил мысль о том, что Россия сегодня — страна небывалых свобод и беспрецедентных возможностей, страна исключительной мобильности. Вы разделяете такую позицию?

— Конечно, разделяю, поскольку свобода, как писал Николай Бердяев, — это не внешний принцип политики, а внутреннее основополагающее начало. Россия — страна большой духовной свободы. Иногда ещё эту свободу называют вольницей. Но эта вольница может приобретать безумные формы, а может — прекрасные. Именно поэтому Россия — страна великой русской литературы, которой она по-прежнему может гордиться и которую может транслировать в мир.

При всей нашей якобы любви к коллективизму наши люди достаточно индивидуалистичны. Каждый человек острооригинален, и ты в этом легко убеждаешься, сравнивая, например, Россию с разлинованным европейским миром, где люди не только живут по определённым правилам, но и с гораздо меньшим количеством вопросов принимают задаваемую им массмедиа повестку дня, в том числе связанную с авторитарной политкорректностью.

Но я не хочу демонстрировать какое-то высокомерие, говорить о том, что мы всех умнее, и так далее. Речь-то не об этом... На самом деле в советском человеке был огромный запас свободы, было стремление к звёздам, к бесконечности. Простые люди конструировали звездолёты у себя на огородах... Это была страна, где миллионы людей знали наизусть стихи как классиков, так и современных им поэтов. Ведь суть человека сводится не только к тому, чтобы перебираться из одной кафешки в другую... Есть ещё и потребность в высоких ценностях, связанных с предназначением человеческой личности. Стремление к развитию, освоению Вселенной, постижению человека. Тогда была большая мечта, было ощущение движения. И вот этого ощущения движения, мне кажется, нам сегодня катастрофически недостаёт.

Россия всё время ждёт большого общего дела — того дела, которое может оживить и одухотворить её пространство, собрать людей.

— А вы чувствуете возникновение этого чувства сплочённости?

— Я чувствую, что из тумана некая почва для этого вырисовывается. Я верю в энергию людей, я рад, что есть поколение, у которого нет аллергии на собственное прошлое и бессмысленного нигилизма, а есть уважение к своей истории, есть понимание того, что значит большой стиль. Я верю в людей, которые что-то создают в культуре, стремятся в науку, я верю в нашу страну.

И «разбитый компас культуры», то, с чего мы начали разговор, склеивается ежедневно, ежечасно творческим усилием каждого конкретного человека. Культура — это соль жизни, и если её не будет, то всё утрачивает смысл... Тогда на её место придут геополитическая раздробленность и слепое стяжательство. И это будет означать распад уникальной цивилизации под названием Россия, которая всегда строилась на культуре.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (16)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах