Елена Меньшенина, АиФ.Ru: Сергей Борисович, недавно в вашем театре состоялась премьера спектакля про Сальвадора Дали. Чем вас так привлек Дали?
Сергей Проханов: Дело в том, что несколько лет назад я был в Испании и случайно попал на экскурсию в Фигерас, где находится музей Дали. За полтора часа женщина-гид рассказала нам все о его жизни и в Москву я вернулся вооот с такой головой, полной идей. И годика через два — а быстро такие вещи не прозревают — я начал писать пьесу. Правда, ставил я ее дольше, чем предполагал — год назад, на свой юбилей, я сломал ногу. Вообще, когда идешь к какому-то большому спектаклю, такое часто бывает. Когда мы готовили «Таис», Соколов на репетиции разбил себе голову, а у Тереховой были проблемы с мениской — мы то и дело вставали. Но ничего — и «Дали и испанскую королеву из Казани» поставили. Билеты из кассы сдуло уже на месяц вперед!
В последнее время у нас вообще что-то с театром творится. В России народ долго привыкает, но если привыкнет к чему-то, то уж привыкнет (смеется). Сейчас это и произошло. Вот передо мной лежат данные о продаже билетов — очень интересная штука. Можете посмотреть: только на 2-3 спектакля билеты проданы меньше чем на 90-100 %.
Сергей Борисович протягивает несколько листков — продажи и правда хорошие.
— Поэтому мне очень приятно: лучший сон режиссера — когда он не может попасть на свой же спектакль. Недавно у нас 200 человек просто ушли домой — не хватило билетов.
— В начале года вы говорили, что театр Луны станет семейным театром. Какие шаги для этого предпринимаются?
— Мы сейчас ждем помещения под семейный театр. Оно находится рядом с нами и нам все седьмой год его обещают. Дети там уже занимаются, но нужен мощный капитальный ремонт, а его все нет. Дима Бикбаев, руководитель студии, сейчас выпускает «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» — спектакль для детей. Показываем «Ваню в сарафане», «Царицу ночи» — в общем, там есть что посмотреть и детям, и взрослым.
— А правда, что дети — лучшие актеры? С детьми сложнее работать?
— Да, есть такое выражение: собак и детей не переиграешь. Все дело в том, что у нас есть специальный метод обучения для детей и специальные педагоги, которых нет у других. Вообще, когда у нас появилась «Маленькая Луна», все обзавидовались и тоже начали создавать детские студии — Табаков, Харатьян. Но наши ученики не уступают взрослым актерам — им даже не надо объяснять, что такое пауза или сверхазадача.
— Дима Бикбаев не жалуется? Все-таки 100 детей...
— Наоборот — он очень трудолюбивый и даже рад, что ему доверили такое многопрофильное «производство».
— Сергей Борисович, а почему вы сами не играете в своем театре?
— Да вот меня уже все зовут... Но я ушел уже в совсем другую область.
— По сцене не скучаете?
— Да нет, как-то я уже сцене «отдался». Сейчас мне больше нравится писать пьесы — они идут у нас в театре и, в общем-то, пользуются популярностью.
— А мемуары написать не хотите?
— Меня пугает само слово «мемуары» — мне кажется, оно какое-то опасное и я е хочу вводить его в свою жизнь. Это как со словом «юбилей». Ехали мы как-то с Ромашиным в поезде и разгадывали кроссворд. Он читает: «Репетиция похорон, 6 букв». Юбилей! И тут на своем юбилее я ломаю ногу. После этого я всем сказал: «Больше не желайте мне здоровья! Лучше просто не мешайте».
— А что с фильмом «Усатый нянь. Next»? Сценарий уже готов?
— Сценарий написан. Писал я сам. По сюжету, я — уже известный во всем мире усатый нянь. И на Мальте встречаю такого же балбеса, которым был сам — зовут его Викеша (я же по фильму — Кеша). Играть его должен Бикбаев. Но почему-то сценарий очень плохо проходит — может быть, у людей какая-то ревность? Некоторые считают, что старые фильмы не надо повторять — а я считаю, что надо. Поэтому будем пробовать дальше. Подали заявку в Министерство культуры — оно пока молчит.
— Насколько я знаю, когда-то вы дали себе обещание не сниматься больше в кино — разве только в «Усатом няне». Что тогда произошло?
— Это решение было очень простым. Мы сняли фильм «Гений» и очень устали. А он шел в России всего 4 дня! Хотя там снимались Смоктуновский, Абдулов, я — тогда мы были все-таки популярными ребятами. Тогда я и понял, что наше кино гибнет. Если бы не вливание государства, оно бы вообще погибло. Но сейчас в кинематографе идет какое-то бестолковое, неупорядоченное захватывание денег, поэтому и сценарии слабые попадаются, и кассы не очень хорошие.
— Сергей Борисович, давайте лучше о хорошем. Что может вам поднять настроение?
— Конечно, всегда поднимает настроение полный зал. А еще когда при постановке появляется хорошая идея.
— А кроме работы какие занятия вас радуют?
— Спортом я занимаюсь уже не так много — скорее это похоже на гимнастику. Правда, в бассейн хожу и на стадионе бегаю регулярно. Каких-то спецпривычек у меня нет — люблю то, что все любят. Путешествовать, например.
— Куда в следующий раз поедете, если не секрет?
— На Филлиппины. Мой сын открыл там недавно дайвинг-клуб. Втроем с товарищем и красивой девушкой они организовали такое «русское дело»! (улыбается) Вообще, он закончил юридический, но по духу — бизнесмен. Пожил какое-то время в Азии, в Африке, а теперь вот вырулил на такую историю для себя.
— Дети не захотели пойти по вашим стопам?
— Когда я понял, что кино разваливается, дочку туда не пустил — она пошла в художницы по костюмам. Потом получила еще одно образование, стала руководить «Маленькой луной». А сыну быть артистом отсоветовала мама — она не артистичная у нас. Вы же знаете, что у нас семья маршала Жукова и Василевского? У них немного другое отношение к актерской профессии было! (смеется) Но пока я у них есть, то в семье лидирую.