Бывший участник и продюсер «Уральских пельменей» Сергей Нетиевский в интервью aif.ru рассказал о конфликте с коллективом, многочисленных судах и истории создания шоу. И, конечно же, о деньгах, ставших причиной раздора, и непрофильном бизнесе, которым занялся во время пандемии.
Владимир Полупанов, aif.ru: — В интервью aif.ru директор «Уральских пельменей» Евгений Орлов и актер Сергей Исаев заявили, что все суды закончены, поставлена точка...
Сергей Нетиевский: — Пока не поставлена. «Уральские пельмени» подали еще один иск к компании «Идея Фикс Медиа». Скорее всего, это будет последний суд. Но в судах им не все удалось, теперь они пытаются поливать меня грязью в СМИ. Слишком много негативной информации в СМИ про меня. В интервью aif.ru Евгений Орлов заявил о том, что я в течение пяти-шести лет «присваивал общекомандную прибыль». Это обвинение в уголовном преступлении — статья 160 УК РФ (присвоение, растрата). Но нет ни одного судебного акта на этот счет. В Екатеринбурге было порядка шести судов по претензиям от ООО «Творческое объединение Уральские пельмени» по этому поводу. Во всех их исках лично ко мне судами было отказано. Есть судебные акты.
Я уже давно двигаюсь своей дорогой по принципу «не надо бороться с тьмой, делай свет», но иногда приходится.
Если честно, я уже давно двигаюсь своей дорогой по принципу «не надо бороться с тьмой, делай свет», но иногда приходится. «Пельмени» пытались возбудить против меня уголовные дела. Все мероприятия следственных органов Екатеринбурга и Москвы на этот счет также ни к чему не привели. Если я преступник, то почему до сих пор не мотаю срок? Евгений Орлов говорит, что команда вернула себе в судах два товарных знака, якобы присвоенных мной. Опять речь идет о преступлении в присвоении. То же самое — нет ни одного судебного решения о том, что я чего-то присвоил. Эти товарные знаки я передал за символическую сумму (за 2 рубля) «Уральским пельменям», когда у нас начались «терки».
Орлов был главным инициатором всех судебных разбирательств по поводу того, что я якобы незаконно пользовался этими товарными знаками в течение полугода, пока «Пельмени» оформляли их по закону. Суд вынес решение, что моя компания абсолютно законно использовала эти товарные знаки. То, что я их присвоил, — тоже не соответствует действительности. Подобные обвинения порочат мои честь и достоинство, подрывают деловую репутацию. По сути, это клевета. И мы с юристами сейчас думаем, что с этим делать. Не исключено, что пойдем в суд.
У меня «Уральские пельмени» отсудили ноль рублей. Заплатил не я, а компании, в которых я являлся или являюсь одним из учредителей, но вот директором и подписантом всех оспоренных действий был именно Евгений Орлов.
— Сколько в итоге отсудили у вас «Уральские пельмени»? Я слышал, что эта сумма составляет десятки миллионов рублей. Поясните, пожалуйста.
— У меня «Уральские пельмени» отсудили ноль рублей. Заплатил не я, а компании, в которых я являлся или являюсь одним из учредителей, но вот директором и подписантом всех оспоренных действий был именно Евгений Орлов. Эта сумма чуть больше 10 млн рублей. Евгений Орлов был уволен из этих компаний по статье 81 п. 9 ТК РФ за «ущерб имуществу организации». (эта фраза из прямой речи С.А. Нетиевского была опровергнута Е.А.Орловым путем предоставления документов в редакцию об увольнении по собственному желанию и отсутствии ущерба компании «ООО Идея Фикс Медиа» за весь период работы Е.А Орлова, включая протокол ежегодных собраний компании и показания в МВД САО г. Москвы генерального директора общества А.А. Ильина). Он в свое время не сдал документацию, печати и, используя эту документацию, впоследствии напал в судах на свои же действия. «Пельмени» сделали нарезки из оригинальных выпусков, интеллектуальные права на которые принадлежат мне. Мы с юристами не смогли в суде правильно все доказать, и нам отказали в исках. Мои компании заплатили компенсацию судебных расходов. Лично я заплатил за судебные расходы порядка 600 тысяч рублей. Но еще раз подчеркиваю, ни одного судебного акта в отношении лично меня нет, поэтому «рапортование» Орлова о том, что «мы все выиграли у Нетиевского» — это самоуговоры для поднятия собственной значимости.
— Неужели изначально нельзя было договориться, чтобы не пить друг у друга кровь, не платить адвокатам, не тратить время на походы в суды? Почему вы не пошли на это?
— По натуре я созидатель, и это я организовал телевизионное шоу, упаковал, «выстроил» вокруг талантливых ребят красивые декорации. Из региональной команды КВН получилось телевизионное шоу. Но есть время созидать, а есть разрушать — новый директор «Уральских пельменей» Евгений Орлов — не созидатель, он разрушитель, «продавец оружия». Это пришлый со стороны человек. Когда-то он работал в Comedy Club, откуда его уволили. Потом на работу взял его я. Но через три года он был уволен из моей компании и сразу пришел в «Уральские пельмени», сделал новую компанию «Уральские пельмени продакшн», куда перевел активы, стал директором. Ему надо было показывать «Пельменям» свою «работу». Но его работа — суды! Самое интересное начинается сейчас, когда они закончатся, ему придется что-то созидать, а это не его. И это станет проблемой и для него, и для коллектива. Увы, за последние семь лет коллектив ничего принципиально нового не создал. У них нет продюсера, поэтому нет развития, нет ни сериалов, ни кино, ни какого-то другого продукта, кроме собственно ТВ-шоу «Уральские пельмени», запущенного не ими. Авторы пишут хорошие шутки, очень хорошо играют и поют на сцене актеры. Но они все не продюсеры.
«Уральские пельмени» — это часть моей жизни. Я 20 лет с этими ребятами провёл. И искренне радуюсь тому, что шоу живет в том виде, в котором мне удалось его организовать.
Когда возник конфликт, мы несколько раз с ребятами пытались договориться, у нас были переговоры. На старте сор из избы не выносили. Были какие-то договоренности. Но Орлов не дал нам помириться. Когда переговоры заканчивались, мне потом некоторые ребята рассказывали, выходил Орлов и говорил: «Война нам дешевле». Обратите внимание, в своих интервью я достаточно корректно, с уважением к коллективу высказываюсь. Потому что «Уральские пельмени» — это часть моей жизни. Я 20 лет с этими ребятами провел. И искренне радуюсь тому, что шоу живет в том виде, в котором мне удалось его организовать. Даже найденные профессионалы из моего первого продакшна (производство — прим. ред.) до сих пор материализовывают новые концерты в ТВ-шоу. Что бы ни происходило, я воспринимаю позитивно. Все когда-то заканчивается. Рано или поздно и наш конфликт порастет травой. Не исключаю, что когда-нибудь, может быть, на 50-летие шоу мы соберемся вместе, поржем над всей этой суетой.
— Но извините, не только Евгений Орлов, но и вся команда выступила против вас.
— Да, ребята молодцы, держатся вместе, так надежнее, но не все выступают против меня. С тем же Андреем Рожковым у меня хорошие отношения. У него из-за этого даже возник конфликт в коллективе, но Андрей сильный, у него есть свое мнение. Сергей Ершов — крестный моих детей. Он тоже нейтрально относится к этой ситуации. Но есть и те, кто более агрессивно настроен по отношению ко мне — тот же Исаев. Потому что они вместе с Орловым в 2015-м году (Исаев тогда стал директором) проводили спорные сделки с активами из моей компании ООО «Идея Фикс медиа». Но суд признал назначение директором «Творческого объединения Уральские пельмени» Исаева незаконным.
— Вы в нашем разговоре несколько раз подчеркнули, что создавали это шоу. Получается, остальные участники были просто нанятыми актерами?
— Не совсем так. Все мы когда-то — творческий коллектив, я тоже вышел из него. Изначально мы были просто командой, выигравшей все игры КВН. В 2008 году я как продюсер уже сделал свое первое пародийное новостное шоу на ТНТ «Шоу-Ньюс». Мы просуществовали два сезона. А потом случился кризис, поэтому денег на третий сезон нам не дали. На базе наших идей, кстати, потом появилось Yesterday Live на Первом. Но в 2009-м году гастроли шли на убыль, и коллектив начал загибаться, разваливаться. Самых ярких участников «пельменей» (Рожкова, Соколова, Брекоткина) стали звать в Comedy Club. Я тогда сказал: «Нет, ребята, мы должны быть вместе. Иначе развалимся, если нас раздербанят». Нужно было что-то делать. Тогда же, в 2009-м, я предложил сделать юбилейное шоу в качестве, может быть, финального аккорда. Хотя нам было на тот момент уже 16 лет, но это стало фишкой.
То, что было за все эти годы выстроено вокруг бесспорно талантливого коллектива «Пельменей», сделано моим трудом, я не стесняюсь об этом говорить. Но почему-то кое-кто хочет это нивелировать.
И начал работать как продюсер, потратив свои деньги на рекламу и организацию. Нанял съемочную бригаду АМИК, нашел компанию, которая нам сделала декорации. То есть инициировал создание телевизионного продукта, который накануне юбилея никто не хотел брать — ни ТНТ, ни СТС. Я предложил каналу РЕН ТВ поставить это шоу в эфир почти бесплатно. Заключил договор на условные деньги — 1 тыс. рублей (за два эфирных показа). Шоу поставили, и оно выстрелило. У нас были рейтинги даже выше, чем у концертов Михаила Задорнова. На концерт я пригласил Муругова, Цекало, Шаца, Курпатова, Ярмольника — всех, кого знал. На следующий день после эфира мне позвонил Вячеслав Муругов (продюсер СТС) и предложил встретиться и обсудить сотрудничество. Я назвал сумму, канал согласился с моими условиями, и я начал создавать ТВ-продакшн и снимать шоу. Наш «корабль» поплыл дальше в шоу-бизнес, наращивая обороты и деньги. То, что было за все эти годы выстроено вокруг бесспорно талантливого коллектива «Пельменей», сделано моим трудом, я не стесняюсь об этом говорить. Но почему-то кое-кто хочет это нивелировать.
— И все ребята согласились с тем, что вы стали продюсером?
— Конечно. Есть даже документальный четырехсерийный фильм «По ту сторону смеха», который я снял в 2013-14 годах. Отрывки можно посмотреть на YouTube. Там есть эпизод «Пельмени о Нетиевском». Фактически это документальное подтверждение — как все было. Скоро выйдет полная версия фильма.
— Из-за чего тогда возник конфликт?
— Все было налажено — концерты, съемки, гастроли. Причем доход увеличивался — ребята стали получать все больше и больше. С 2012-го по 2015-й год в общей сложности ребята официально получили около 500 млн рублей. Полмиллиарда! Поэтому рассказы о том, что я что-то утаивал и кому-то что-то не выплачивал, не соответствуют действительности. Они каждый год подписывали договоры с моим продакшном и со всем были согласны. У меня на руках есть все эти договоры. Поэтому фраза «мы не знали» — мягко говоря, ложь.
Евгения Орлова я пригласил в качестве гендиректора в 2012-м году, когда ТВ-шоу уже было запущено и хорошо работало. Я создал две компании, которые заключили контракты с СТС, аккумулировал средства, предлагал новые проекты. Это продолжалось до 2015-го года, когда Орлов потребовал повышения зарплаты и бонусы. Мы с партнерами ему отказали. После чего он собрал коллектив и сказал: «Нетиевский получает слишком много как продюсер». Озвучил все суммы, которые СТС платит за производство контента, и сказал, что все механизмы знает и можно обойтись без меня. Будем говорить прямо, команду задушила жаба — почему Нетиевский получает больше, чем все остальные члены коллектива?
— На сколько вы больше получали?
— Я получал больше. Но это некорректно сравнивать, потому что я делал совершенно другую работу, организовывал все процессы по созданию телевизионного продукта и нес как продюсер большую ответственность.
— При этом «Пельмени» остались в Екатеринбурге, а вы уехали в Москву?
— Пельмени приезжали на сьемки и уезжали в Екатеринбург или на гастроли зарабатывать деньги. Мне же для выстраивания отношений с СТС, сьемок шоу нужно было находиться все время в Москве. В 2012-м году я оставил семью в Екатеринбурге и переехал работать в столицу. Первым моим важным решением было то, что с 2012 года за каждый повторный показ все авторы и актеры стали получать деньги, чего до этого не было. Я это продавил. С этого момента я занялся только производством шоу, продюсированием — съемками, монтажом и т. д. Мои компании зарабатывали на этом. А ребята ездили на гастроли.
Взаимоотношения любых продюсеров и артистов всегда приходят к этапу, когда артист перестает оценивать вклад организатора в его доходы.
По большому счету, ребята не отчитывались за гастроли, а я не отчитывался перед ними за то, что зарабатываю на производстве. Если сравнивать суммы, которые получал я, с теми, которые ребята зарабатывали на гастролях, корпоративах — то они соразмерны. Вроде бы всем хватало денег. Но взаимоотношения любых продюсеров и артистов всегда приходят к этапу, когда артист перестает оценивать вклад организатора в его доходы. Мол, мы на сцене скачем, ездим по разным городам, а чем занимается Нетиевский? Некоторые Пельмени говорили мне: «Что ты сделал? Все само вокруг нас выстроилось, люди сами собирались вокруг нас». Конечно, за 20 лет накопились противоречия, были конфликты, которые вылезали во время коллективных праздников. К руководителю любого ранга всегда есть претензии, потому что в процессе работы ему приходится принимать и популярные, и непопулярные решения, т. к. он видит целое и мыслит стратегически.
— Евгений Орлов рассказал, что вас «поймали за руку», когда Алексей Лютиков (Генеральный директор компании, производящей шоу «Уральские Пельмени» — прим. ред.) представил какие-то документы. Как известно, он умер в августе 2016-го при странных обстоятельствах в номере отеля. В пресс-релизе «Уральских пельменей» утверждалось, что Алексей очень много сделал для шоу. Благодаря его усилиям проект получил второе дыхание, вторую жизнь. Но нагрузки, эмоции и споры в бизнесе не могли не сказаться на его самочувствии. «Споры в бизнесе» стали причиной его запоя, после которого он скончался?
— Поймали за руку — это еще одно обвинение меня Орловым в преступлении. Не успокаивается мой «бывший». Что же касается Лютикова... (тяжело вздыхает). Не хочется, конечно, ворошить прошлое. Это Орлов пригласил на работу Алексея, который любил выпить, и все об этом знали. Мы решили снять новый проект с детьми, типа «Ералаша». Долго все согласовывали. Лютиков сказал: «Я хочу это делать. Но не могу работать, когда меня контролируют». И я ему дал относительную свободу. Он нашел каких-то странных авторов, которые написали плохие сценарии. Мне пришлось вмешиваться — я приезжал на съемки, редактировал. И «Пельмени» говорили: «Не хотим в этом участвовать». Все шло очень тяжело. Но проект был снят, пусть криво и косо. Коллектив и СТС были недовольны результатом. Кроме того, Лютиков превысил смету на пару миллионов рублей. Я высказал ему претензии. После чего он исчез на два месяца, как говорил Орлов, «ушел в запой», как это у него бывало не раз. Затем у меня произошел конфликт с Орловым, когда тот потребовал бонусы. Орлов и Лютиков были друзьями. Я так понимаю, что они, как братья по несчастью, объединились и решили устроить революцию.
Тогда же «Пельменям» были озвучены цифры — сколько получаю я, мои компании, сколько они, и было сказано типа: «Все это можете иметь вы, зачем вам Нетиевский и его продакшн, мы все знаем, как делать». Именно они были инициаторами и катализаторами последующих судов ко мне, с целью заставить меня отдать активы. Так часто бывает — поэтому бойтесь ваших замов. Заместители руководителей при случае используют возможность занять их место.
— Время от времени вижу вас в программе про животных «Видели видео?» на Первом канале. Это же не работа, как я понимаю. Чем вы сейчас занимаетесь?
— Конечно, это не работа. У меня сохранилась компания по производству телевизионного контента. Мои авторы пишут сценарии для некоторых ТВ-программ. В прошлом году мы писали сценарий для новогоднего шоу на канале «Россия 1», в 2018-м я как креативный продюсер делал юбилейный концерт «Вокруг смеха» в Кремле для Первого канала. Был еще у меня проект «НьюсБатл-Профилактика» на канале Москва-24. Летом этого года сделал свою сольную программу «Маленькие комедии большой страны» и выступал с ней на черноморском побережье.
Сначала была пандемия, потом началась спецоперация. В общем, сейчас времена не самые лучшие для старта новых юмористических шоу. На телевидении запускаются только программы-«тяжеловесы». Масса проектов уходит в интернет. Когда началась пандемия, я ушел в другой бизнес. У меня свой фитнес-клуб, центр здоровья — спортивные залы, спа и т. д. Занимаюсь ЗОЖ, восстановительной медициной. Развиваю это вроде бы непрофильное направление, но в связи с пандемией оно вышло на первый план. Вкладываю туда душу. Думаю, что кто-нибудь из «Пельменей» рано или поздно придет ко мне за здоровьем.
«Пельменям» желаю развития и новых проектов.
— Дай Бог. Мне кажется, вам надо прекращать воевать друг с другом.
— Согласен. Если по гамбургскому счету, то все остались при своих. Шоу покинули три старых участника — Юлия Михалкова, Стефания-Марьяна Гурская и я. «Пельмени» вывели на сцену троих новых. В собственности моих компаний так и остались первые 73 программы. Но так как я передал товарный знак, то чтобы их использовать, нужно разрешение «Пельменей». Так как мы писали сценарии в соавторстве с ребятами, у нас общий договор и по авторским отчислениям. Получается, что эта собственность с обременением. «Пельмени» эти программы вообще никак не могут использовать. Поэтому вяло идут переговоры о совместном использовании этих 73 программ в эфире СТС. Это может стать этапом мирного сотрудничества. А судебные расходы — это просто не те деньги. Я их даже не считаю. «Пельменям» желаю развития и новых проектов.