Народный артист России умер по дороге в больницу в машине скорой помощи 14 мая. «АиФ СтоЛИЧНОСТЬ» публикует последнее интервью Рената Исламовича.
Под лирические хиты Рената Ибрагимова («Наш город», «Верни мне музыку», «В краю магнолий», «Дарите женщинам цветы» и др.) в 70-е и 80-е отплясывал весь Советский Союз. 74-летний отец 9 детей, младшему из которых 5 лет, до последнего держал себя в прекрасной форме, продолжал записывать песни и давать концерты.
Самое романтичное время
– Ренат Исламович, когда вам было 5 лет, ваша семья переехала из Львова в Казань, на историческую родину. Помните ощущения от перемены мест?
– Я тогда мало что понимал. Родители совершили обмен квартирами, поменяв львовскую на казанскую. Во Львове у нас была квартира рядом с оперным театром. В Казани мы оказались в двухэтажном деревянном доме 1910 года постройки с отдельным входом и большими комнатами. Но там не было ни газа, ни воды, ни канализации. Туалет во дворе, за водой – к колонке, для тепла – дрова. Притом что в царские времена в этом доме были и вода, и туалет. Но за годы советской власти всё утратили, даже асфальт рядом с домом.
– Одна из знаковых песен в вашем творчестве – «Наш город» Раймонда Паулса на стихи Онегина Гаджикасимова. Я был ребёнком, когда в конце 70-х услышал её. Классная была песня!
– Почему была, она и сейчас есть (смеётся). Пережила почти полвека и не потеряла своей актуальности.
– В клипе на эту песню, снятом в центре Казани в 1978 году, как мне показалось, вы слегка зажаты. А под неё так и хочется пройтись пританцовывая.
– Тогда были такие традиции, так снимали. Не приветствовалось особенно развязное поведение. Это на всём отражалось. Хотя никакой зажатости я не испытывал во время съёмок.
– Когда вас называют «советским певцом», это обижает?
– Нисколько. Во времена СССР случились яркие события моей жизни – я объездил страну вдоль и поперёк. Все тогда жили дружно, везде хорошо встречали, залы были полными. Это было очень интересное время, прекрасное, романтичное.
– Помню, в 80-е в моде был рок, в том числе и русский, а советскую песню стали называть «нафталином». Сегодня, спустя десятилетия, понимаешь, что никакой это не нафталин, а песенные шедевры.
– В 80-е это была дань моде. После долгого периода жизни за железным занавесом мы «прорубили окно в Европу», и к нам хлынула западная культура. Она была яркой, сильно отличалась от советской и, конечно, привлекла внимание молодёжи. На самом деле было много интересных коллективов, исполнителей, и им стали подражать. Среди наших рок-музыкантов, которые имеют своё лицо, я бы выделил Виктора Цоя и Гарика Сукачёва.
«Приезжай, поговорим»
– Почему вы в своё время переехали из Казани в Москву?
– В Москву я часто стал ездить в 70-е годы, ещё будучи солистом казанского театра оперы и балета. Параллельно с театром записывался на телевидении и радио, выступал в центральных залах столицы. Чуть ли не каждую неделю пел в Колонном зале Дома союзов, в ГЦКЗ «Россия». Как-то мне сняли номер в гостинице «Россия», который на полгода стал моей квартирой.
А своё московское жильё у меня появилось в 1998 г. Тогда нашим газовым гигантом руководил Рем Вяхирев, а Виктор Степанович Черномырдин был председателем правительства. Я спел на нескольких корпоративных мероприятиях у газовиков, и Черномырдин в один из своих визитов в Казань спросил меня: «Не хочешь ли ты в Москву переехать?» Я сказал, что у меня жена, дети, ехать мне некуда, квартиры в Москве дорогие. «Приезжай, поговорим», – сказал он. Мы поговорили – и вскоре я въехал в трёхкомнатную квартиру. Под меня тогда в «Газпроме» организовали управление по культуре. Я набрал штат, стал ездить по стране, организовывать жизнь домов культуры в регионах. Самодеятельность в те времена была на высоком уровне. Вместе со своими помощниками создал песенный фестиваль «Факел». После моего ухода управление культуры упразднили, но фестиваль живёт. Меня приглашают туда в качестве председателя жюри.
– А вы ушли, чтобы заняться сольной карьерой?
– Я организовал свой театр песни.
– Он до сих пор существует?
– Мы работали в арендованных помещениях. С годами платить за аренду становилось всё сложнее и сложнее. Так как мне не удалось получить помещение, пришлось распустить коллектив.
Вареники и эчпочмак
– С Казанью вас сегодня что связывает?
– Воспоминания, друзья, старые улицы и, конечно, наша татарская культура. В детстве я всё лето проводил на родине моей мамы – в деревне под Казанью. Там и по-русски никто не говорил, бабушка знала слова три.
– К татарской еде пристрастились?
– У нас семья была интернациональной по духу, мы же из Львова приехали. Поэтому в детстве я привык к украинской кухне. И сейчас люблю львовские вареники, мама их хорошо готовила. А татарская кухня очень калорийная, в ней много теста и мяса. Эчпочмаки, конечно, это очень вкусно, но от них очень быстро живот растёт (смеётся).
– Готовить умеете?
– Люблю и умею готовить шурпу и плов из баранины. Мясо должно быть свежее, не мороженое, и барашку не больше года.
Баранина – самое вкусное мясо, по моему мнению. Но готовлю я не так чтобы, потому что у меня жена прекрасно с этим справляется.
– Одно из ваших званий – мастер искусств Молдавии. За что вам его дали?
– Это молдавский аналог российского звания народный артист. Я часто бывал в Молдавии с концертами в то время, когда республикой руководил Владимир Воронин (с 2001 по 2009 год. – Ред.). Он любил мои песни. Как-то Владимир Николаевич пригласил меня на свой юбилей и присвоил мне это звание. Воронин, кстати, очень интересный человек. Молдова тогда переживала не лучшие времена, как и все остальные республики бывшего СССР. Помню, улицы были еле-еле освещены, во многих домах свет горел тускло – строжайшая экономия электроэнергии. Но когда министр культуры в рамках «оптимизации» предложил сократить количество симфонических оркестров в республике (только в Кишинёве их было три), Воронин не дал этого сделать. Он придавал культуре большое значение. Я таких людей уважаю. Духовное содержание человека – это важная составляющая личности.
– Новые песни сегодня записываете?
– Постоянно работаю с репертуаром. Это у меня в крови, без этого жить не могу. Постоянно пишу на студии что-то. Выступаю, правда, не так часто: сказалась пандемия. Надеюсь, что в ближайшее время концертная сфера оживёт.
А программа у меня очень интересная и разнообразная.
– Песни на татарском языке есть?
– Есть. Я многоязычный певец, но всё же больше песен на русском. В основе моей программы New Classic произведения мировых классиков, к которым специально написаны стихи, я их исполняю в современных аранжировках.
Досье
Ренат Ибрагимов родился в 1947 г. во Львове. Народный артист РСФСР (1981), мастер искусств Молдавии (2007), лауреат Республиканской премии имени Габдуллы Тукая (1979). Снялся в нескольких фильмах («Морская волна», «Итальянский контракт», «Эх, родина!»).
Увлекается живописью, несколько картин Ибрагимова были куплены музеями.