17 июля 1975 года скончался актер театра и кино, народный артист СССР Борис Бабочкин — исполнитель роли легендарного комдива в легендарном фильме «Чапаев».
На протяжении сорока лет артист был для советских людей настоящим, неподдельным Василием Ивановичем из легендарного фильма «Чапаев». Как именно выглядел легендарный комдив в реальной истории, никого не интересовало.
В июле 1975 года Борис Бабочкин приехал за зарплатой в Малый театр. После вышел на площадь, сел в машину, а через несколько метров остановился на светофоре... Когда загорелся зеленый, автомобиль не тронулся — у 71-летнего актёра и режиссёра остановилось сердце.
Стал Чапаевым по знакомству
Любопытно, что настоящий Чапаев погиб в 1919-м, когда уже и фотография была, и кинематограф. Но мы знаем героя Гражданской исключительно по образу, созданному Бабочкиным. Такое отождествление актёра и роли — явление не единичное. Можно вспомнить Николая Черкасова, чей профиль из фильма попал на орден Александра Невского и в учебники истории, или Михаила Ульянова, который создал на экране образ маршала Жукова.
Сам же Бабочкин становиться Чапаевым вовсе не стремился. У него была бурная юность — родился в 1904‑м в Саратове, в 13 лет встретил Октябрьскую революцию, а через два года оборонял Царицын и нёс службу в политотделе 4-й армии. После Гражданской вернулся в родной город, учился там на актёра, вскоре уехал в Москву. Попал к Иллариону Певцову в студию «Молодых мастеров». Вслед за ним отправился в Иваново, несколько лет слонялся по провинциальным театрам, даже работал в Харбине, в театре КВЖД. И лишь в конце 1920-х осел в Ленинграде. Именно там его и нашли братья Васильевы, которые собирались снимать фильм про Чапаева.
В этот фильм Бабочкина позвали, можно сказать, по знакомству — с одним из режиссёров, Георгием Васильевым, они учились в студии Певцова. Певцов, кстати, тоже был приглашён и сыграл белогвардейского полковника Бороздина. И при первой читке сценария присутствовали четверо — два режиссёра и два актёра. В общем, Бабочкин стоял у самых истоков создания этой картины и потом в своих мемуарах «В театре и в кино» очень удивлялся феномену «Чапаева». К тому же его звали вовсе не на главную роль — он должен был играть ординарца Петьку; Васильевы передумали буквально перед самым стартом съёмок. Этому Бабочкин тоже удивлялся — он вспоминал, что «в первых снятых сценах не был похож не только на Чапаева, но, по-моему, вообще ни на что не был похож». Впрочем, Васильевых это не смутило, а образ Чапаева в итоге родился прямо на съёмочной площадке.
«О съёмочном периоде „Чапаева“ я вспоминаю прежде всего как о периоде страшной физической и нервной усталости, но, очевидно, ничто значительное не создаётся без больших трудностей», — отмечал Бабочкин.
То, что съёмочная группа добилась успеха, стало понятно сразу, как только фильм появился в кинотеатрах. Актёр вспоминал, что к кассам стояли огромные очереди, билетов было не достать. Он с теплотой — и со всё тем же удивлением — вспоминал и об общении с ветеранами Чапаевской дивизии, которые узнавали себя на отдельных кадрах, где были заняты статисты, и ругали Бабочкина-Чапаева, что на экране показана не вся правда.
Из Ленинграда с любовью
После «Чапаева» для 30-летнего Бабочкина настала совсем другая жизнь. Уже в 1935‑м он стал народным артистом РСФСР (звания «народный артист СССР» тогда не существовало, его ввели в 1936-м). Для него открылись буквально все кабинеты. Одним из самых преданных зрителей фильма был Сталин. У актёра даже пошла в гору театральная карьера — Бабочкин стал зампредом Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества, одним из тех, кто определял репертуарную политику театров города. Но одновременно появилась зависть коллег, которые не простили ему всесоюзной популярности и столь быстрого взлёта.
Бабочкину пришлось уйти из Театра драмы, в котором он служил. Его назначили — буквально в приказном порядке — главным режиссёром Большого драматического театра имени Горького. БДТ в то время находился в раздрае, и причины были далеки от творческих — предыдущих главрежей постигла трагическая судьба: Константина Тверского расстреляли в 1937-м, Алексея Дикого арестовали в 1938-м — он отсидел три года и обратно в Ленинград уже не вернулся. Бабочкину, конечно, репрессии не грозили, но полноценно влиться в этот коллектив он так и не смог, успел поставить «Дачников» по Горькому и ещё пару спектаклей и буквально выпросил у партийного руководства Ленинграда возможность уйти без скандала. И началась его многолетняя московская эпопея.
Лебединая песня
Вообще, эта эпопея включала не только Москву, где Бабочкин стоял у истоков Театра-студии киноактёра и руководил Театром имени Пушкина. Но ещё он работал в Софии (Болгария), в Алма-Ате, в Киеве — почти везде он старался поставить тех самых «Дачников», считая эту пьесу самой удачной для любого актёрского состава и очень сильной с точки зрения драматургии. Даже в воспоминаниях своих он посвятил ей солидную главу с полным разбором — и с режиссёрской, и с актёрской точек зрения. И когда Бабочкина в 1955-м определили — снова чуть ли не в приказном порядке — в Малый театр, он поставил «Дачников» и на его сцене.
Но в целом период работы в Малом оказался для Бабочкина очень трагическим. В 1960-е театр находился в упадке: там ещё служили великие «старики и старухи», но внутренние конфликты буквально убивали любое творческое начало, что не могли не ощущать зрители. Выразилось это в той самой зависти, которую Бабочкин чувствовал со времён выхода «Чапаева», — его постепенно задвигали на задний план, не давали новых ролей, а привлекали к «чёрной» работе по доводке спектаклей молодых и амбициозных, но неопытных режиссёров. Он ушёл в 1968-м — официально потому, что хотел сосредоточиться на обучении студентов ВГИКа, неофициально потому, что уже не мог работать в той атмосфере.
Обсчитали перед смертью
Вернулся Бабочкин спустя два года к директору Михаилу Царёву и под обещания новых спектаклей. Ему даже дали заметную роль в спектакле по «Плотницким рассказам» Василия Белова, и сейчас театральные критики уверены, что это была лебединая песня актёра. Сам он, конечно, никуда не собирался — играл в том числе и в «Дачниках», правда, уже не Власа, а Суслова. В Бабочкине в те годы уже с трудом угадывался Чапаев, но именно о нём постоянно спрашивали зрители на встречах. Актёра это, конечно, раздражало — всё-таки сорок лет прошло с той поры, когда он сыграл эту роль, но и ответить грубостью не мог. Он понимал, что все эти годы был в первую очередь Чапаевым, и лишь во вторую — режиссёром и актёром.
17 июля 1975-го Бабочкина поначалу обсчитали в кассе — выдали много меньше, чем должны. Жена, балерина Екатерина Бабочкина посоветовала вернуться в театр и разобраться. Кассиры свою ошибку признали, но только именно после разбирательств с деньгами он вышел из здания театра, сел в машину, проехал несколько метров... И умер, пока светофор горел красным.








Меньшов, Гайдай. Где похоронены режиссеры самых кассовых фильмов СССР
«Кустурица подтвердит». Гойко Митич считает, что про русских много врут
Бежал из СССР, играл русских. Как Савелий Крамаров прижился на Западе
В запустении. Что стало с могилой главной Бабы-яги СССР Георгия Милляра
Гнилье на могиле. Сыновья забыли об актере Прокоповиче — Гиммлере СССР