Народный артист РФ, президент Театра сатиры Александр Ширвиндт скончался в больнице на 90-м году жизни. Об этом ТАСС сообщил художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров.
Московский Театр Сатиры не слишком склонен к смене парадигмы развития. С середины 1950-х долгие годы — почти что вечность — художественным руководителем театра был легендарный режиссер Валентин Плучек, собравший в «Сатире» целый ансамбль замечательных актеров. Один из них и сменил учителя и мастера на его посту после смерти — Александр Ширвиндт.
К Плучеку Ширвиндт пришел, правда, уже сложившимся актером. Он родился в Москве в 1934 году в артистической семье — его отец был скрипачом, мать работала в филармонии, и родители мечтали, чтобы сын тоже пошел по музыкальному пути. Но не сложилось — музыкой Ширвиндт заниматься не стал, а поступил в Театральное училище имени Щукина, на актерский курс Веры Львовой. После окончания пытался найти свой театр — служил в Театре-студии киноактера, потом перешел в театр имени Ленинского комсомола. В Ленкоме Ширвиндт задержался надолго — застал и времена безвременья, поработал с не менее легендарным Анатолием Эфросом, играл в большинстве главных спектаклей театра — «Чайка», «Мольер», «104 страницы про любовь». Но когда Эфроса «попросили» на выход, Ширвиндт ушел — сначала в театр на Малой Бронной и лишь затем в труппу Театра сатиры.
Александр Ширвиндт был популярен среди театралов и во время работы в Ленкоме. Но в новый театр он попал не в лучшие времена — ушел Валентин Гафт, под угрозой оказался амбициозный спектакль Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро», в котором тот играл графа Альмавиву, и Ширвиндта позвали спасать положение по протекции его друга Андрея Миронова. Звездой постановки был, разумеется, Миронов, хотя критики отмечали, что Гафт ни в чем не уступает; Ширвиндт, введенный в спектакль после трех репетиций, выглядел на сцене неорганично. «Всегда страшно влезать с нуля в уже готовый продукт, — рассказывал он. — Первый спектакль, помню, был ужасным, я ничего не соображал. Но потом выгрался».
«Выгрался» Ширвиндт настолько, что актриса Вера Васильева (она в этом спектакле была графиней) назвала его «природным графом». Новый Альмавива понравился и критикам, ну а когда по Центральному телевидению показали телеспектакль по этой постановке, популярность Ширвиндта взлетела до небес.
Вообще известность Ширвиндта, как и в случае многих его коллег, — это заслуга телевидения и кино. На ТВ он был известен как исполнитель юмористических миниатюр, причем в дуэте с Михаилом Державиным — ещё одним своим другом. В кино же Ширвиндт начал сниматься ещё в 50-е — его дебютом стал небольшой эпизод в романтической комедии 1956 года «Она вас любит!». Правда, больших ролей ему долго не доставалось — он играл, например, в лентах «Майор Вихрь», «Шестое июля», «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова, «Ты и я» Ларисы Шепитько.
Прорыв случился в 1975-м, когда Александр Ширвиндт сыграл Павлика в трагикомедии Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Потом были — тоже небольшие, но заметные — роли в «Двенадцати стульях» Марка Захарова, «Небесных ласточках», а также фактический бенефис Миронова, Ширвиндта и Державина — экранизация книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».
В принципе, 70-е и 80-е были, можно сказать, золотым временем в кинокарьере Ширвиндта — он сыграл во множестве популярных фильмов, которые сделали его узнаваемым и любимым зрителями.
«Карьера — это мера тщеславия, а у меня тщеславие дозировано необходимостью не выпасть из обоймы достойных людей», — описывал он своё отношение к «звездности» в книге «Проходные дворы биографии».
Главные усилия он всё же направлял на театр. Играл во многих постановках театра Сатиры, воплощая на сцене высоких и статных — Ширвиндт был высоким — красавцев с непреходящим чувством собственного достоинства. Уже с начала 70-х ставил и сам в качестве режиссера — причем на первой постановке его сорежиссером был Марк Захаров, который тогда ещё не перешел в Ленком, а работал в Театре Сатиры. Именно за заслуги «в области советского театрального искусства»
Народный артист России Александр Ширвиндт
Народный артист России Александр Ширвиндт
Весь накопленный за эти годы опыт позволил ему подхватить осиротевший после смерти Плучека театр и достойно возглавлять его на протяжении двадцати лет. Коллизии, разумеется, случались, но больше всего Ширвиндт жаловался на отсутствие новых сатирических пьес, а не на отсутствие финансирования.
«Уже больше сорока лет я в Театре Сатиры. „Я усталый старый клоун, я машу мечом картонным...“ Сатира — это уже не мое, она подразумевает злость. Мне ближе самоирония — это спасение от всего, что вокруг. Эрдман, Шварц — вот близкие мне авторы. У них нет злости, есть грусть и ирония. Волшебник из „Обыкновенного чуда“ говорит замечательные слова: „Все будет хорошо, все кончится печально“. Так вот, когда знаешь, что все будет хорошо и кончится печально, — какая уж тут сатира...» — писал он в автобиографии.
Книги воспоминаний Ширвиндта — это как раз сборники, которые показывают его иронию по отношению и к тому, что происходило, и к тому, что происходит сейчас. Он нечасто позволял себе говорить резко, но иногда его маска спокойствия давала трещину.
«Есть глупость, скупость и злость — три параметра, которые не должны существовать на этой выдохшейся планетке. Но они цветут со страшной силой», — сказал он в интервью АиФ.
Свою последнюю книгу, которая была приурочена к 85-летию, Александр Ширвиндт озаглавил «Опережая некролог» — видимо, в надежде, что читатели прочтут заложенную в этом названии иронию. Иронию по отношению к смерти, к самому себе и ко всем поклонникам своего таланта.