Изольда Извицкая родилась 21 июня 1932 года в городе Дзержинске в весьма благополучной советской семье. Отец химик. Мать педагог. С детства Изольда занималась в драмкружке при Дворце пионеров, но желание стать актрисой окончательно сформировалось лишь к окончанию школы.
Эта мечта — стать актрисой — одновременно вдохновляла и пугала Извицкую. В своем дневнике она писала, что запрещает себе даже думать о карьере в театре или в кино. Слишком невероятным это казалось девушке. Но мечта взяла верх. Прямо с выпускного бала Изольда отправилась на вокзал, села на ночной поезд и поехала поступать во ВГИК. Поступила с первого раза.
От мировой славы к забвению
Сниматься в кино Изольда стала сразу после окончания института. На съемках картины Михаила Калатозова «Первый эшелон» Извицкая познакомилась со своим первым мужем — актером Эдуардом Бредуном. А после главной роли в фильме Григория Чухрая «Сорок первый» имя Изольды Извицкой стало известно всей стране.
Лента получила специальный приз на Каннском фестивале. А красавица-актриса Извицкая появилась на обложках самых влиятельных западных журналов. В Советском Союзе после фестиваля Изольду встретили как народную героиню. Более того, назначили ее членом организации по связям со странами Латинской Америки, что позволило молодой актрисе беспрепятственно путешествовать по миру. Казалось, блестящая актерская карьера Изольде обеспечена. Но судьба распорядилась иначе.Ярких ролей ей не предлагали. Ее имя стали забывать. Муж изводил красавицу-жену сценами ревности. В итоге Извицкая впала в тяжелую депрессию. По воспоминаниям немногочисленных подруг актрисы, именно супруг вместо того, чтобы поддержать жену, стать для нее опорой, подтолкнул ее на путь саморазрушения — научил убегать от реальности при помощи спиртного. По свидетельствам одних, Эдуард Бредун спаивал Изольду чуть ли насильно. Другие говорят, что он пытался ее лечить, уговаривал режиссеров дать ей хотя бы эпизодические роли.
Иллюзия спасения
Роль, которая, казалось бы, была способна вытащить Извицкую из алкогольного ада, появилась в 1963 году. Режиссер Сергей Колосов пригласил ее на одну из главных женских ролей в многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя». Съемки шли полтора года. Поначалу работа давалась привыкшей к спиртному (и отвыкшей от актерской дисциплины) Изольде крайне тяжело. Она забывала текст, плохо выглядела, имела проблемы с координацией. Но постепенно вошла в ритм, взяла себя в руки и поверила, что сможет справиться со своей болезнью.
На сухарях и водке
Однако после того, как съемки закончились, в жизни Изольды вновь начался творческий простой. Вновь вернулась депрессия, от которой она спасалась единственным знакомым ей способом — водкой. Она оказалась потерянной, никому не нужной, включая мужа, которого она искренне любила, несмотря ни на что. Эдуард Бердун в итоге бросил Извицкую наедине с ее болезнью, с ее тяжелым душевным состоянием. Одна из актрис, приятельниц Изольды, как-то встретила Извицкую на улице. Бедно одетая, некогда роскошная красавица была закутана в платок, чтобы ее не узнали. В руках авоська с двумя бутылками из-под кефира и бутылкой водки, завернутой в газету. Зашли в гости. Коллегу поразило даже не нищенское состояние квартиры, а сухари из черного хлеба – единственная еда Извицкой. Изольда оправдывалась тем, что ее обокрали, хотя это было не так. Она давно голодала. Распродавала немногочисленные вещи, чтобы хватало на водку. Голод и алкоголизм в итоге стали причиной ее ранней смерти.
Тело Извицкой обнаружили только спустя неделю после того, как ее измученное сердце остановилось. Ей было всего 38.