«Володя всегда рядом, в любом радостном, горьком, смешном или трагическом событии. Жизнь, танец, Володя. Володя, танец, жизнь – всё неразрывно связано…» – признавалась Екатерина Максимова, которой 1 февраля исполнилось бы 85 лет.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев были вместе шесть десятилетий, из них почти 49 лет – в браке.
Их признавали великим дуэтом XX века. Великой была и их любовь – союз, где, как в немногих других (Плисецкая – Щедрин, Пахмутова – Добронравов), одного уже не отделить от другого и где две фамилии, как две жизни, слились в одну. «Мы» – так я говорю, так думаю, это уже, наверное, в подсознании, – говорила Екатерина Сергеевна. – Ведь мы вместе целую жизнь…»
В 1958-м, после окончания хореографического училища, они были приняты в Большой театр. Спустя три года поженились. Казалось, их путь будет усыпан лепестками роз. Но…
Второе рождение
В 1975-м произошла трагедия, в результате которой могли разрушиться и творческий дуэт, и семья. Врачи сомневались, сможет ли Катя ходить. Речь о танце даже не шла. Ей было 36. На репетиции «Ивана Грозного» новый партнёр не удержал Катю при выходе с верхней поддержки. Она рухнула головой вниз, повредив межпозвонковые диски. Врачи не могли сразу поставить точный диагноз, а Максимова спешила вернуться на сцену. И вернулась было. До новой серьёзной травмы.
Катя оказалась прикованной к постели, не могла двигаться. И только стонала от сумасшедшей боли, которая сводила с ума Володю. Он старался всё время быть рядом. Но чем он мог помочь? В отчаянии приглашённый на банкет с высокопоставленными лицами в Кремлёвский дворец Васильев выступил там с непротокольной речью: «Вот вы здесь едите и пьёте, а человек мучается от боли, потому что не может попасть к нужному врачу».
На следующий же день Катю госпитализировали в кремлёвскую больницу, где доктор Лучков не только смог разобраться в проблеме, но и поставил Катю на ноги. Это было чудо. И Володя верил в него. После операции он разработал для любимой реабилитационные упражнения, сам же занимался с ней. Силы к ней возвращались. А вскоре стало понятно, что Катя беременна.
Супруги мечтали о ребёнке, но несколько попыток уже закончились выкидышем. Теперь, в 36, это был последний поезд, в который Катя и Володя надеялись запрыгнуть. Шёл шестой месяц. И вдруг беременность перестала развиваться. За что?! Казалось, Катя выплакала тогда все слёзы. Чуть не на коленях умоляла врачей: «Пожалуйста! Проверьте ещё! Может, ошибка?!» Нет, ошибки не было. А были разные резус-факторы крови у неё и Володи. «Шансы родить нормального ребёнка малы», – услышали они вердикт. Это сейчас такие пары становятся родителями. Но не в 1970-е… Катя была безутешна: «Если я не могу быть матерью, то и балериной быть ни к чему…»
Отказаться от балета Максимова не смогла. Танец и Володя – это всё, что у неё было. В жёстком корсете стала готовиться к возвращению в театр. Галина Уланова заново учила её балетным па. Маленькая (157 сантиметров), хрупкая (40 килограммов), но с огромной силой воли, Катя победила недуг.
10 марта 1976 года в балете «Жизель» Екатерина Максимова снова вышла на сцену. За кулисами и в зале стояла звенящая тишина. Кажется, все до единого в тот вечер боялись вздохнуть.
Катина мама Татьяна Густавовна сидела в партере вместе с доктором, который делал Кате операцию, и Ириной Антоновой. «Она почему-то решила, что я помогу ей преодолеть волнение, – вспоминала потом директор Пушкинского музея. – Мы все дрожали от страха… Счастливая пейзанка Жизель, подпрыгивая на одной ножке, на кончике пуанта пересекает по диагонали всю сцену. Вариация очень сложная и всегда сопровождается овациями. Нам просто хотелось закрыть глаза. Милое же лицо Кати – Жизели не выражало никакой тревоги. Когда вариация благополучно завершилась, мы схватились за руки, поздравляя друг друга. На наших глазах совершался настоящий подвиг».
За кулисами дежурили врачи. А Володя весь вечер танцевал вполоборота – вывернув шею, чтобы ни на секунду не терять жену из виду. Стараясь быть рядом, чтобы в случае необходимости подхватить, удержать. Потом были зрительские овации. А весь кордебалет выстроился после спектакля живым коридором, чтобы проводить приму аплодисментами до её гримёрки.
И горечь, и боль
Когда-то танцовщик Михаил Барышников сказал об этой паре: «Она словно купалась в васильевском чисто русском лиризме, а он любовался тем редкостным даром, который пребывал в его руках. Он всегда был вполоборота к ней – полный готовности к самопожертвованию, к духовному подвигу».
Вполоборота. Всю жизнь…И до, и после 1975-го, когда в великую трагедию слились травма позвоночника, обездвиженность, потеря ребёнка и осознание, что Катя никогда не станет матерью, им рукоплескал мир. 120 стран. Но неужели такова цена великого успеха?!
Расплатившись тогда, супруги были уверены, что самое страшное позади. Максимова танцевала ещё 20 лет. Рядом по-прежнему был любимый. Но это было не последнее испытание.
В конце 1980-х Максимову и Васильева вместе с Плисецкой отправили на пенсию. Правда, эта беда обернулась счастьем – артистов с радостью приглашали танцевать на самых престижных сценах мира. Возникли даже разговоры, что супруги могут остаться за границей. Но ничего дороже дачи в Снегирях и дома на заброшенном хуторе Рыжевка для них не было.
Максимова рассказывала, что Васильев часто признавался ей в любви. Даже если она просто приготовила вкусный обед. А он лишь на закате жизни осознал, как мало говорил о своих чувствах. Когда она презентовала книгу «Мадам Нет», Владимир Викторович, прочитав стихотворение, вдруг при всех сказал: «Катя, я люблю тебя!» И её глаза наполнились слезами…
Познакомившись детьми, они потом не раз сдавали экзамены в профессии и в жизни. Блондин и брюнетка, спринтер и стайер, Володя и Катя были очень разными. И сказать, что прожили без ссор и обид полвека, было бы неправдой. Когда ругались на репетициях, все думали, что дальше – только развод. А они брались за руки и шли домой. Он был страшно ревнив. Хотя сам увлекался, пользуясь невероятным успехом у женщин. Судьба проверяла их на прочность. «И горечь была, и боль, и расставались даже», – вспоминал Владимир Викторович. «В конце концов настал момент, когда оба поняли: всё-таки я и он – это то, что надо каждому из нас», – дополняла Екатерина Сергеевна.
Чуть больше года они не дожили до золотой свадьбы. В другой мир Катя ушла во сне, когда муж был за границей. Тяжело болея в последнее время, она словно не хотела больше причинять ему страданий. А он справился с горем только благодаря работе: ставил спектакли, выходил на сцену, как никогда много занимался живописью. И только портреты любимой уже писать не мог…