Году этак в 1989-м — 1990-м, чтобы не потерять уважение пацанов, в компаниях нужно было презирать Юру Шатунова. Настоящий пацан никак не мог симпатизировать обладателю тоненького голоска, приводившего сверстниц в экстаз.
Под знаком «Белых роз»
А Шатунов звучал из каждого утюга, смотрел на тебя с самодельных значков, которые носили девочки — словом, атаковал по полной. «Белые розы» с их беззащитными шипами наступали с натиском, подобным целой танковой армии.
Затем Шатунов исчез так же стремительно, как и появился. Чтобы вновь возникнуть в образе уже зрелого мужчины, вызывающего чувство ностальгии у повзрослевших школьниц, которые к тому времени сами стали мамами.
Спустя годы понятно, что Шатунов и его «Белые розы» стали символом эпохи, целого явления. И брутальному Шуфутинскому не зазорно перепеть «Розы» в своем стиле, да и на фоне современных музыкальных тенденций не смотрятся хиты Юры столь уж вычурно.
«Ласковый май» был тем тараном, который, разрушая советскую эстраду, открывал дорогу всепобеждающей попсе. Но вот парадокс — Юра Шатунов как раз не получил тех дивидендов от своей популярности, которые имели те, кто шел за ним.
Паренек с трудной судьбой оказался в руках жесткого продюсера, выжимавшего из него и всего проекта «Ласковый май» максимум. Но только сам Юра имел с этого минимум.
Три голоса эпохи
Он гораздо больше получил на волне ностальгии уже в XXI веке, но и здесь ему буквально до последних дней жизни приходилось вести изнурительную борьбу за право петь песни, которые принесли ему славу.
Поздний Шатунов работал на износ, чтобы обеспечить благополучие своей семьи, и это, в конечном счете, приближало роковой исход.
Говорить о его грехах сейчас не хочется. Важнее другое — он, вне всяких сомнений, оставил след в истории.
У целого поколения, наверное, есть трое исполнителей, хотя бы одну песню которых назовет любой — Шатунов, Хой и Летов.
Максимально разные и далекие друг от друга, они определили музыкальный код эпохи. «Белые розы» от «Все идет по плану» отделяет пропасть, но только на первый взгляд. Потому что и тот, и другой вполне могут оказаться в плейлисте одного и того же человека — клерка, полицейского, журналиста, депутата Госдумы.
И девочки, млевшие от романтичного Шатунова, с интересом вслушивались в «Сектор газа», ибо занятие парочки вечером на лавочке влекло их всей мощью основного инстинкта.
Вечность впереди
Юрий Хой ушел в 35 лет, Егор Летов в 43 года, сердце Юрия Шатунова остановилось в 48.
Для того чтобы оставаться легендой в солидных летах, нужно быть столпом вроде Иосифа Кобзона. Творчество двух Юриев и одного Егора старости не предусматривало. Шатунов не был рок-н-рольщиком, но вечный мальчик, русский «Питер Пэн» никак не вписывался в рамки пенсионного возраста.
Земной путь окончен, впереди вечность. И отметая с высоты прожитых лет все стереотипы, искренне можно сказать: спасибо за «Белые розы», Юра. От них всегда будет немного теплее и светлее.