После того, как в 60-х годах прошлого века мир рукоплескал юному Робертино Лоретти, в СССР в 70-х появился свой талантливый мальчик — Сережа Парамонов. Вот только в отличие от итальянского певца, который по сию пору жив, здоров, советский «Робертино» ушел молодым, не дожив до 40 лет.
«Мы смерти смотрели в лицо…»
На пике карьеры 13-летний Сережа дарил цветы Леониду Брежневу, Муслим Магомаев угощал мальчика пирожными после правительственного концерта, он много ездил с гастролями по миру, в том числе и в капиталистические страны, что было недосягаемой мечтой для десятков миллионов его сверстников.
А спустя 20 лет, в 1998 году пришла трагическая новость — бывший солист известного в СССР Большого детского хора умер. Не выдержало сердце.
При жизни сам Сергей, оглядываясь назад, рассказывал, что, сколько себя помнил, любил петь и играть на музыкальных инструментах. В детском саду он пел на всех утренниках и праздниках. Воспитательница Сережи, которая жила в одном с ним доме, часто с ним репетировала — у нее дома было фортепиано. В школе музыкальную одаренность мальчика заметил преподаватель детского лагеря, где он отдыхал летом. Позже она специально познакомилась с родителями второклассника — отец Сережи работал слесарем, а мама была преподавателем — чтобы убедить их в необходимости дать Сереже музыкальное образование. Педагог даже подарила мальчику аккордеон, на нем он и стал учиться играть.
В 1971 году, когда Сережа учился в 4 классе, бабушка привела его на прослушивание в тот самый Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Он спел «Мы шли под грохот канонады, Мы смерти смотрели в лицо…», произвел большое впечатление на жюри и был безоговорочно принят в младшую группу. А спустя два года стал солистом. Эти успехи давались Сереже непросто. Нет, музыкой он занимался с удовольствием, был готов репетировать часами, но вот его физическое здоровье с рождение не отличалось крепостью. А тут к обычной школьной нагрузке прибавились многочасовые репетиции и гастроли. И он часто делал выбор в пользу хора, прогуливая школу.
«Маленький Магомаев»
Первой сольной композицией, с которой выступил Сережа, и которую вскоре знала назубок вся страна, была песня «Антошка». А впервые на телевидении его, как солиста, показали в декабре 1972 году. На главном эстрадном концерте года — «Песня-72» — школьник исполнил «Песенку крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка».
В следующие несколько лет вместе с хором Сережа как солист пел на одной сцене с легендарными Клавдией Шульженко, Лидией Руслановой, Леонидом Утесовым, Муслимом Магомаевым. К слову, дирижер Силантьев называл Парамонова «маленьким Магомаевым».
Любопытно, что визитные карточки песни солиста песни «Антошка», «Голубой вагон», «Песенка крокодила Гены» были популярны не только в СССР. Их очень любили, например, в Японии, где Парамонов побывал с гастролями вместе с хором. Руководитель хора Виктор Попов всегда очень тепло отзывался о своем воспитаннике. Свое решение сделать именно Сережу солистом коллектива, он объяснял тем, что «когда он начинал петь, то сразу же песня начинала звучать так естественно и просто, словно так и написал её композитор». По его выражению, именно Сергей «дал жизнь многим песням». И надо сказать, не только детские песни. Парамонов исполнял пронзительную военную песню «Прощайте, скалистые горы». И по воспоминаниям очевидцев, композитор Евгений Жарковский, написавший ее, всегда утирал слезы, настолько его трогал голос Сережи.
«Даже легкая картавость ему шла»
Руководитель хора Виктор Попов, которого тоже уже нет с нами, оставил о своем солисте трогательный рассказ:
— Вспоминать Серёжу Парамонова и просто, и трудно одновременно. Хотя он и немного лет у нас пропел в хоре, но то, что он за это время сделал, можно с полной уверенностью назвать маленьким музыкальным событием… Особенно это проявилось на той «Песне года», где Серёжа как солист исполнял свою первую песню — «Крокодил Гена». В мультфильме её достаточно неплохо поёт взрослый актёр. Но, на мой взгляд, она не стала бы такой популярной, если бы её не спел мальчишка, и такой мальчишка, как Серёжа. Он сделал её кристально чистой. Через пение душа ребёнка раскрывалась удивительнейшим образом. Даже лёгкая картавость ему шла и казалась органичной. Да, Серёжка в этом смысле был парень уникальный, он пел, как ангел.
Сергей был «звездой» хора несколько лет. А потом голос стал мутировать. Это случилось в 1975 году на творческом вечере поэта Роберта Рождественского. Юноша исполнял песню «Просьба» и понял, что голос не слушается его, как прежде. Хор пришлось покинуть. Он тяжело переживал этот этап. Продолжал приходить на репетиции, сидел в зрительном зале.
Не умел ногой открывать двери
Виктор Попов посоветовал юноше, у которого не было базового музыкального образования, поступить в вечернюю музыкальную школу. Сергей закончил ее по классу фортепиано. Мутация голоса продолжалась, в это время категорически нельзя петь, чтобы получить хороший взрослый голос. Однако в школе Парамонов поддался на давление взрослых и создал ВИА, где его попросили стать солистом. Коллективу льстило, что у них такой знаменитый на всю страну музыкант. Для Сергея это стоило голоса. Того голоса, с которым он мог бы продолжить звездную карьеру.
Позже друзья вспоминали, что он был очень добрым. Не умел что-то требовать для себя, скандалить. В нем не было ни хамства, ни наглости. Своей звездной популярностью, которая свалилась на него в юности, он никак не воспользовался. В материальном плане солистам детского хора не платили гонораров, то есть сбережений никаких не было. А ходить и открывать дверь ногой со словами «вы мне должны» — это было категорически не про Сергея.
С музыкой он все-таки не расстался. Работал в составе труппы Росконцерта, вёл эстрадные концерты и выступал отдельными номерами, играл в различных ВИА, вел радиопередачу «Музыканты вчера и сегодня» и сделал много радиопередач об исполнителях.
Но былой известности уже не было. Трудно сказать, страдал ли он от этого. Ведь любимым делом — музыкой — продолжал заниматься.
Сергей был дважды женат. Во втором браке родился ребенок. Но и этот брак был недолгим.
После 30 лет все острее давали о себе знать проблемы со здоровьем. Но про близкую смерть Сергея никто из его друзей и родных не думал, как и сам Сергей. Инфаркт случился, когда он был один дома. Шансов выжить без помощи врачей не было. Но сам вызвать скорую он был уже не в силах. Жизнь «советского Робертино Лоретти» оборвалась, когда ему не было и сорока.