При упоминании имени Эдуарда Успенского первыми почему-то вспоминаются Чебурашка и Крокодил Гена. Потом обычно вспоминают про деревню Простоквашино и его обитателей — дядю Федора, кота Матроскина, пса Шарика и почтальона Печкина, — но это и понятно: в последнее время, в связи с выходом новых серий этого мультфильма они у всех на слуху. Если напрячься, можно вспомнить, что именно благодаря Успенскому появились и такие персонажи, как непревзойденные сыщики Братья Колобки или весьма популярные у юных любителей электронных гаджетов Фиксики.
В общем, Эдуард Успенский подарил детям уйму героев, забавных и умных, скромных и обаятельных — в общем, разных. Как по характеру, так и по образу мыслей. Единственное, что их объединяло — то, что они были легко узнаваемыми. Тот же Чебурашка — неведомая науке и энциклопедии зверушка с огромными ушами — оказался настолько милым, что в облике плюшевой игрушки присутствовал едва ли не в каждом доме, где был ребенок.
Что удивительно, герои Успенского совершенно не потерялись с развалом СССР, а уверенно конкурировали с пришедшими из-за рубежа мультгероями и даже осуществляли культурную экспансию вовне. В Японии, например, неожиданно возник культ Чебурашки, там выпускали собственный мультсериал. А в Америке, как рассказывал Успенский в интервью АиФ, оказались популярны герои повести «Гарантийные человечки» — те самые Фиксики.
Вообще Успенский не считал себя «лучшим из детских писателей».
«Я очень хороший профессионал», — говорил он и рассуждал о плотниках, их мастерстве и сделанных разными мастерами табуретках.
«Я в этом смысле делаю табуретки, наверное, может, даже лучше всех. Но — только табуретки, а не более солидную мебель. Придут другие времена и мастера, которые создадут более удачные вещи. Но пока я — среди лидеров, один из лучших, так сказать, „табуреточников“ детской литературы», — говорил он и добавлял: «Но я не великий гений, а мастеровой».
Наверное, в этом он был прав. По образованию Успенский — инженер, он окончил Московский авиационный институт. Правда, нашел себя он на другом поприще. В начале 60-х Успенский был среди тех, кто придумывал и делал передачу «Спокойной ночи, малыши», он писал сценарии, стихи (даже выпустил поэтический сборник — за год до дебюта с прозаической повестью «Крокодил Гена и его друзья»). На телевидении и радио Успенский отметился еще одной программой — в 1975-м он был автором «АБВГДейки», вернее, ее первой версии, с Семеном Фарадой и Александром Филиппенко в ролях клоунов. Был еще и создателем «Радионяни», делал передачу «В нашу гавань заходили корабли» — сначала на радио, потом и на ТВ.
В 2011 году у писателя обнаружили онкологическое заболевание, он прошел несколько курсов химиотерапии, которая помогла. Но затем произошел рецидив. В феврале 2018-го Успенский рассказывал «АиФ» о том, что у него есть идеи новых детских книжек и детских литературных героев. «Надо успеть воплотить их в жизнь», — говорил он. Долгое время писатель лечился в Германии.
При этом в СМИ в последние годы попадала лишь борьба Успенского за свои авторские права — он был едва ли не первым, кто взял патенты на придуманных им персонажей.
«Мы не умеем защищать свое. Брать, а не клянчить то, что по праву и так наше! Люди элементарно боятся! Уйма замечательных ребят-писателей осталась „с носом“. Потому что связываться не захотели — это же такое болото. Дебри, в которые зайдешь и совсем не факт, что выберешься!» — признавался он.
А буквально две недели назад Успенский и киностудия «Союзмультфильм» наконец поставили точку в одном из самых громких споров, заключив соглашение о правах на героев «Простоквашино».
Смерть Успенского подтвердили в «Союзмультфильме».
«Дочь Эдуарда Успенского подтвердила юристам „Союзмультфильма“, что ее отец скончался», — приводит «Интерфакс» слова главы студии Юлианы Слащевой.