Примерное время чтения: 6 минут
18281

Па-де-дение. Николай Цискаридзе – о репертуаре театров и билетах за 15 тыс.

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Русские не сдаются! 28/10/2020
Николай Цискаридзе считает, что невозможно учиться балету по интернету.
Николай Цискаридзе считает, что невозможно учиться балету по интернету. / Александр Гальперин / РИА Новости

«Искусство вечно, и я надеюсь, оно всегда будет побеждать. Просто в нём есть падения и взлёты. Сейчас идёт большое падение», – уверен артист балета и педагог Николай Цискаридзе.

Бригадно-балетный подряд

– К сожалению, в период карантина весь мир вдруг осознал: оказывается, можно жить без активной культурной жизни, без походов в театр, ­музеи. Это печально… С другой стороны, кое-что меня радует. На протяжении долгих лет нашу культуру – я говорю прежде всего о балете – возили на автобусах по всему миру как бродячие труппы. Сколотить небольшую бригаду, нарядить её в дешёвые костюмы и показывать шедевры классики. Постановки эти были ужасающего качества. В карантин «лавочка прикрылась», и это колоссальное счастье для искусства, для русского балета.

До карантина в Москве чуть ли не в каждом театре давали «Лебединое озеро», а в Питере даже боюсь вам рассказать, что было. Но это не только у нас так. Если бы вы проехали по Европе, вы увидели бы такое состояние культуры в каждом городе. Слово «безобразие» – самое невинное, что можно в этом случае произнести. Пока мы все сидели дома, я изучал соцсети и видел, как многие артисты выкладывали свои видео: «Вот тут я исполняла в «Лебедином озере» Одетту». Я смотрю, как человек стоит, и даже по фотографии понимаю: нельзя с такими ногами, с такой фигурой быть Одеттой. Очень надеюсь, что экономический кризис, который сейчас ударил по всему культурному цеху, приведёт к тому, что в театр вернутся профессионалы. Что оттуда выгонят менеджеров, которые просто стригли купоны, выписывая себе гигантские гонорары, а из артистов делали крепостных.

Что касается человека как такового, тут я уверен: если в личности определённые качества не заложены – говорю как педагог, – они и не вырастут. Поймите, по-прежнему невозможно ножку сделать маленькой, а душу – большой. Никакие примеры не помогут, это всё ерунда.

Широкую публику мы давно отрезали от серьёзной культуры, потому что цены на билеты не способствуют тому, чтобы настоящие любители искусства приходили в театры. Я вырос в Большом театре как зритель, сформировался там как личность, как артист, как меломан и балетоман. Сейчас в Большом театре таких зрителей нет, потому что нормальные любители балета не могут покупать билеты по 15 тыс. руб. Но и деньги тут не самое главное. Культурные люди не могут смотреть бездарный репертуар в плохом исполнении. Сейчас то, что доносится из оркестровой ямы во время «Спящей красавицы», – преступление против русской культуры. Стыдно так исполнять ­Чайковского в России.

Где звёзды?

Наше поколение балетных танцовщиков – Света Захарова, я, Надя Грачёва – не просто так появилось в русском балете. Нас искали в маленьких городах. Назовите мне нынешних звёзд Большого театра. Думаю, на фамилиях Захаровой и Цискаридзе всё и закончится.

А ещё мне смешно слышать про то, как очередной директор пришёл, победил спекулянтов и поднял Большой театр из руин. Простите, Большой театр никогда не был в руинах! Даже в самые страшные постсоветские годы, когда все театры страны стояли полупустые – переходишь дорогу, заходишь в Малый, а там четверть зала еле заполнена, – в Большой театр нельзя было попасть. Тогда люди ходили на артистов, на качественные постановки, ну и заодно на колонну, на люстру посмотреть. А сейчас… Мне так смешно, когда говорят: «Коля, все билеты проданы!» Да, проданы, но основная масса билетов до сих пор находится у спекулянтов. Ложи выкуплены корпорациями. Но это не значит, что туда кто-то приходит. Раньше в ложах могли сидеть простые люди, в каждой из них было по 10 мест – сейчас 6. Плюс там ещё стояло по 15 человек. Какой был интерес к искусству! Сейчас даже близко такого нет. И не надо рассказывать сказки. Даже самые крупные театры мира сейчас терпят огромный убыток и испытывают большой дефицит зрителя. Ну не продаётся уже серьёзное ­искусство!

После смерти певца Дмитрия Хворостовского вдруг возникла неприглядная ситуация. Его хотели похоронить на Новодевичьем кладбище, но пришёл официальный отказ, потому что Хворостовский никогда не пел в Большом театре. А кто в этом виноват? Руководство! Они ни разу не позаботились о том, чтобы такой певец выступил на сцене Большого. Слава богу, благодаря вмешательству Игоря Крутого и друзей Хворостовский упокоился на Новодевичьем. Но это, увы, не единственный случай. Огромное количество великих певцов российского происхождения поёт в мире, но не поёт у нас в России, потому что звать большого певца невыгодно. Под него надо подстраиваться, ему надо отдавать полный гонорар. У меня есть ощущение, что все эти «эффективные менеджеры» ненавидят наше искусство, иначе почему они довели его до такого состояния? Вот только сейчас из-за пандемии, поскольку границы были закрыты, театры закрыты, многие известные певцы зачастили на сцену Большого театра. 

Что думают дети

Во время карантина многие предлагали перенести и у нас в Академии балета экзамены и учёбу онлайн. Это фикция! Искусство преподавать онлайн невозможно. Нельзя поставить голос, нельзя вести урок балета по интернету. Хотя дети сегодня думают иначе.

Мы выросли в других условиях. У нас не было интернета, мы книжки читали и больше знали. Хотя по сравнению с поколением шестидесятников мы уже были плохо образованы. Сегодня же молодое поколение ничего не знает, ничего не умеет, ничего не чувствует. Эти люди ориентируются на другие вещи. Как-то мы снимали день рождения Коли Баскова. Среди гостей был очень талантливый парень, блогер из TikTok. Так вот, он вообще не понимал, кто все эти люди вокруг него. Хотя он очень известный человек, оказывающий влияние на молодёжь. Я сидел рядом с ним и в тот момент, когда на экране показывали кусочек из выступления Лидии Руслановой, стал ему рассказывать, что Русланова – великая русская певица, что она была кумиром миллионов, она гений. Он покивал головой: «Я слышал этот трек».

Но осуждать это нельзя – это показатель времени. Всё! Старыми методами донести информацию до молодого поколения нельзя. Я это говорю как педагог, который каждый день общается с детьми. У нас были другие рецепторы восприятия информации. Нельзя сказать, что это хорошо или плохо. Просто так произошло.

Но я всё же стараюсь научить молодое поколение воспринимать искусство по-настоящему. Всем, и родителям, и детям, объясняю: здесь есть только один закон – искусство. Для меня всегда закон балета главнее юридического.

Искусство вечно, я надеюсь. Оно всегда будет побеждать. Просто в жизни есть падения и взлёты. Сейчас идёт большое падение. Поколение, которое пришло сейчас, считает, что оно лучше всех всё умеет, всё знает, хотя при этом ничего не умеет и ничего не знает, да ещё и не желает учиться. Оно вообще не желает ничего, кроме собственного благополучия. И если мы отдадим наше искусство на откуп алчным менеджерам, мы его окончательно потеряем. Пока этих управленцев не выгонят, пока наше правительство не захочет навести порядок в этой сфере, культура не встанет с колен.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах