1. Полиомиелит и мастерская
Родители Фрэнсиса Форда Копполы мечтали, чтобы их сын стал инженером. В юности мальчик переболел полиомиелитом и полтора года провел в лежачем положении. Чтобы занять себя, Фрэнсис всё время что-то мастерил. Даже сделал свой кукольный театр. Папа смотрел на сына и радовался. Он был уверен, что Коппола-младший уж точно не станет ни артистом, как его мать, ни музыкантом, как он сам. Родители были не против, чтобы сын выбрал карьеру спортсмена, но, к сожалению, после полиомиелита у мальчика одна нога стала короче другой. Родителей не смущало, что Френсис, как только стал выходить из дома, сразу пошел записываться в школьный театр. И даже подрабатывал там осветителем, ведь из осветителей, думали они, – как раз прямая дорога в инженеры.
2. Девочку сделал мальчиком
Семья Копполы всегда была многочисленна, и все поддерживали друг друга. Вот и Фрэнсис старался как можно больше задействовать родственников в своей работе. Так, несколько раз он работал со своим племянником Николасом Кейджем. Свою дочь Софию Коппола снял в «Крестном отце» в роли новорожденного мальчика, когда девочке был всего лишь один месяц. Роман Коппола, сын режиссера, сыграл в той знаменитой драме маленького Сонни Корлеоне. София же, повзрослев, с легкой руки отца стала режиссером и сняла успешную картину «Трудности перевода».
3. От «Крестного отца» сбежал в Париж
Самое знаменитое произведение Копполы – «Крестный отец», который принес его создателю три премии «Оскар». Вторая часть вообще (вопреки пессимистическим прогнозам) стала лучшим сиквелом в истории мирового кинематографа.
А ведь когда киностудия предложила Фрэнсису срежиссировать драму о мафии по роману Марио Пьюзо, режиссеру было всего 29 лет. И он категорически не хотел заниматься этой темой. «Это не мое!» – кричал Коппола и махал руками. Но все-таки молодого горячего парня уговорили. Он приступил к съемкам. Но тут опять начались конфликты с представителями студии. Им не нравился отснятый материал, они выступали против актеров, которых пригласил Фрэнсис. Особенно продюсерам не нравился Марлон Брандо. В результате Коппола оказался настолько нервно истощен, что его супруге Элеонор пришлось сидеть с ним целыми днями на съемочной площадке, успокаивая и утешая.
Когда пришло время сдавать картину заказчику, Коппола просто передал отснятый материал и… уехал в Париж. Он решил, что больше не хочет выслушивать негатив от продюсеров, а если фильм провалится – просто не узнает об этом. Таким образом, на премьере «Крестного отца» главный человек – режиссер – отсутствовал. Знаменитым на весь мир Коппола проснулся в Париже.
Через два года режиссеру заказали продолжение картины. В этот раз продюсеры шли ему навстречу во всем. В том числе по требованию режиссера целую улицу в Нью-Йорке замостили булыжниками, а с домов сняли все кондиционеры.
4. «Апокалипсис» на Филиппинах
По признанию самого Копполы, во время производства этой картины он чуть было не сошел с ума. В 1979 г. Фрэнсис Форд Коппола, наконец-то, смог начать работу над фильмом, идею которого вынашивал очень долго, – о вьетнамской войне на основе романа Джозефа Конрада «Сердце тьмы».
Но с самого прибытия съемочной группы на Филиппины всё пошло не так. Недалеко от места, где проходила работа, началось восстание аборигенов. Говорят, что оно продолжалось очень долго только потому, что все имеющиеся на Филиппинах вертолеты оказались задействованы на съемках у Копполы. Учитывая обстановку, актеры стали требовать повышенных гонораров. Превзошел всех Марлон Брандо, который возжелал, чтобы ему за каждый день платили по 1 млн долларов. Но актера быстро привели в чувство – за время подготовки к съемкам он успел настолько набрать вес, что Копполе не оставалось ничего другого, как снимать только голову Брандо. Еще одна звезда – Деннис Хоппер – в новой нестабильной ситуации начал стрессовать и взялся за старое – каждый день принимал наркотики и выходил на площадку в неприглядном виде. А под занавес у исполнителя главной роли Мартина Шина случился инфаркт. «Я действительно чувствовал себя на съемочной площадке, как на войне, – говорил Коппола. – За каждый отснятый кадр мне приходилось по-настоящему сражаться с судьбой».
5. Угарная история
Сюжет своей картины «Между» Коппола увидел во сне. Как-то он страдал от отсутствия вдохновения. Режиссер решил поехать в Стамбул, подумав, что этот город хорош для придумывания разных историй. Он бродил по улицам, любовался на Босфор, наблюдал за людьми. Но в голову по-прежнему ничего не приходило. И вот на его пути повстречались два американских адвоката. Коппола уже понял, что историю ему не придумать, поэтому расслабился и выпил лишнего в новой шумной компании. Кто дотащил его до номера, он не помнит. Но, заснув, он увидел сон, в котором ему и приснился сюжет картины «Между».
6. Как Лев Толстой
Больше десяти лет Фрэнсис Форд Коппола лелеял идею о фильме своей мечты. Как он сам рассказывал, в свободное от других съемок время, вечерами, в выходные он продумывал сценарий, планировал съемки, рассматривал актеров. Коппола говорил, что как Лев Толстой переписывал «Войну и мир» несколько раз, так и он много раз переделывал всю концепцию нового фильма. И вот теперь, наконец-то, Коппола раскрыл тайну, что, скорее всего, в этом году он готов приступить к съемкам своего самого масштабного проекта – утопии «Мегаполис».
«Эта картина соединит все знания о кинематографе, которые я приобрел за долгие годы своей режиссерской работы, – признался Коппола. – Это самое эпическое произведение, которое я только мог создать».