Жизнь Оливера Стоуна была весьма насыщена событиями. Он родился в Нью-Йорке 15 сентября 1946 года, после школы сумел поступить в престижный Йельский университет, но бросил учебу и отправился преподавать английский в Южный Вьетнам. Через год устроился на корабль, который ходил из Азии в Штаты, вернулся в Йель, но опять бросил, потому что должен был работать. В 1967-м его призвали в армию — и он снова отправился во Вьетнам, но теперь уже на войну. Воевал Стоун храбро, был ранен, заслужил «Бронзовую звезду» с кластером «V» (за героизм на поле боя). И, лишь пережив всё это, он оказался в Нью-Йоркском университете, где получил степень по изящным искусствам, а одним из его профессоров был режиссер Мартин Скорсезе. И после этого Стоун отправился покорять кинобизнес.
Правда, желания редко исполняются сразу. Дебютную короткометражку Стоуна приняли хорошо, но попасть в индустрию ему не удалось. Стоун несколько лет работал где придется, снял не слишком популярный фильм «Захват» и лишь в конце 1970-х ухватил счастливый билет, получив «Оскар» за сценарий к «Полуночному экспрессу» Алана Паркера. Следующие несколько лет он так и провел в ранге сценариста: в его фильмографии появились «Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером, «Лицо со шрамом» Брайана Де Пальмы и «Год дракона» Майкла Чимино. Но был у Стоуна сценарий, который никто не хотел экранизировать.
«Взвод», 1986
Вообще, свой первый сценарий Стоун написал в конце 1960-х. В нем он описал свой вьетнамский опыт и даже отослал рукопись Джиму Моррисону, предполагая, что тот заинтересуется проектом, сыграет главную роль и позволит использовать музыку группы The Doors, но музыкант так и не ответил. В 1976-м появился новый вариант этой истории, уже получивший название «Взвод», но студии отказывались брать сценарий в работу, считая Вьетнам не очень популярной темой. Спустя 10 лет Стоун был уверен, что «Взвод» никогда не выйдет, но тут на его пути оказался продюсер Дино Де Лаурентис, который позволил новичку снять то, что тот давно хотел.
Дебют получился громкий: «Взвод» принес Стоуну первый режиссерский «Оскар» и ещё одну номинацию за сценарий. В тот год он ещё был номинирован за сценарий «Сальвадора», но киноакадемики, видимо, решили, что и одной статуэтки будет достаточно. Ну а сам фильм затем стал первой частью «вьетнамской» трилогии Стоуна, в которую вошли также «Рождённый четвёртого июля» (еже один «Оскар» за режиссуру и две номинации — за сценарий и за лучший фильм) и «Небо и Земля».
«Уолл-Стрит», 1987
Финансовая драма про биржевых брокеров резко отличалась от «Взвода» и «Сальвадора». Это был фильм про почти обычную жизнь торговцев акциями, если, конечно, не считать того, что примерно в это время взгляды Оливера Стоуна резко полевели, так что «Уолл-Стрит» получился памфлетом против устройства капиталистического мира: он всегда любил показывать в своих картинах ход собственных мыслей. Индустрия не могла просто проигнорировать фильм, но ограничилась вполне заслуженным «Оскаром» Майклу Дугласу. Спустя почти четверть века Стоун выпустит продолжение про новые времена и старых героев — «Уолл-стрит: Деньги не спят», — но эту картину не приняли ни критики, ни зрители, и в прокате она провалилась.
«Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», 1991
Недавней американской истории Стоун уделил значительную часть своей фильмографии. Он исследовал войну во Вьетнаме, импичмент Ричарда Никсона, биографию Джима Моррисона. Позже он снял документальные фильмы про 11 сентября («Башни-близнецы»), про президента Джорджа Буша-младшего («Буш») и в целом про тайны американской власти («Нерассказанная история США»). Мимо убийства 35-го президента Джона Кеннеди он тоже не мог пройти, и его версия тех событий не только получила три номинации на «Оскар» (режиссура, сценарий и лучший фильм), но и вновь подняла волну интереса к возможному заговору, который так и не был раскрыт в расследовании ФБР тех лет.
«Прирождённые убийцы», 1994
Вообще, конец 1980-х и начало 1990-х были у Стоуна ударными. Его фильмы получали призы престижных фестивалей и различные премии, он был одним из авторитетных постановщиков того времени с очень внушительным списком, многим столько не достается и за всю жизнь. Но уже в середине 1990-х что-то пошло не так. Ну а фактически последним громким фильмом Стоуна стали «Прирожденные убийцы» — история про пару серийных убийц, которые колесят по Америке. Специальный приз жюри Венецианского фестиваля лично режиссеру, номинация на «Золотой глобус» — и полное игнорирование со стороны «Оскара». Не всем тогда понравился сюжет, а уж появившиеся подражатели главных героев окончательно закрепили за фильмом дурную славу.
«Александр», 2004
Последние два десятка лет Оливер Стоун больше внимания уделяет документальным работам. Он снял «Команданте» и «В поисках Фиделя» (про Фиделя Кастро), фильм про события на Украине в 2014 году («Украина в огне»), у него было большое документальное интервью с Владимиром Путиным в 2017-м и планируется интервью с первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Были, конечно, у него и художественные проекты (тот же сиквел «Уолл-Стрит»), но даже в их ряду «Александр» стоит особняком. Это масштабный эпик про Александра Македонского с участием Колина Фаррелла, Анджелины Джоли, Вэла Килмера и Джареда Лето, который был обречен на успех, но обернулся грандиозным провалом. При бюджете в $155 млн фильм заработал в прокате всего $167 млн, у него было всего 16% положительных рецензий и 6 номинаций на «Золотую малину», в том числе и у Стоуна как режиссера. Но эту премию позора он так и не получил, возможно, из-за прошлых заслуг. Она досталась постановщику «Женщины-кошки», по-настоящему ужасного фильма. Стоун так снимать всё же не умеет.