Дети-актеры, которые прославились в совсем юном возрасте, редко становятся звездами взрослого кино. Переход из одной возрастной категории чаще всего бывает мучительно сложным, сопряженным с многочисленными искушениями славой и большими по меркам подростков деньгами. Но для Джоди Фостер переход оказался не очень трудным — благодаря вмешательству в ее судьбу Мартина Скорсезе.
Мама, Дисней и сериалы
Джоди Фостер (ее настоящее имя — Алисия Кристиан Фостер) родилась 19 ноября 1962 года и росла в не самой благополучной семье — отец ушел еще до ее рождения, но у нее было две старших сестры и старший брат. Но счастливый случай выпадет всем — мать водила сына на различные пробы в рекламные ролики, и на одну из таких проб прихватила и Джоди, которая очень понравилась агенту. Девочке предложили контракт в рекламе солнцезащитного крема, после которой на нее посыпался просто вал предложений. Ей тогда было три года — и они с братом фактически стали главными добытчиками. Сама она позже вспоминала, что ей не очень нравилось сниматься — это лишало детства, которое для нее практически полностью прошло в павильонах. Дело в том, что она оказалась буквально нарасхват — помимо рекламы, ее приглашали на различные телешоу, в сериалы и даже в диснеевские телефильмы, так что к своему 12-летию она обзавелась солидной фильмографией, в которой было более 20 ролей. Фостер признавалась, что ей очень хотелось выбраться из этой карусели, но мать настояла продолжать работу — правда, они обе сходились, что вскоре детство закончится и придется искать настоящую работу. Но тут творческий путь юной актрисы пересекся с дорогой начинающего, но многообещающего режиссера.
Скорсезе с двух попыток
В поле зрения Скорсезе Джоди Фостер попала в 1974 году, когда 12-летняя актриса сыграла в его фильме «Алиса здесь больше не живет». Этот проект был задуман заслуженной актрисой Эллен Берстин, которая сыграла в нем главную роль, а также выбрала амбициозного новичка в качестве постановщика. Для Фостер это был совсем другой уровень кинематографа — не семейные диснеевские фильмы или телевизионные ситкомы, а картина, за которую Берстин получила «Оскар». Так что и на следующее предложение Скорсезе она тоже согласилась — это был «Таксист». Роль, разумеется, была более чем сомнительная — юной актрисе предстояло играть молодую проститутку, впрочем, в самых откровенных сценах Джоди дублировала ее старшая сестра, да и на саму премьеру ее не пустили, поскольку фильм был с взрослым рейтингом. Впрочем, «Таксист» произвел фурор в Каннах 1976 года, а 14-летняя Фостер получила свою первую номинацию на премию «Оскар».
Лучшие роли Джоди Фостер
Лучшие роли Джоди Фостер
...и еще «Оскар»
Любопытно, что второй фильм с Джоди Фостер, который вместе с «Таксистом» участвовал в конкурсе того же Каннского кинофестиваля 1976 года, упоминают гораздо реже. Это был «Багси Мэлоун» — весьма забавная пародия на гангстерские фильмы, главные роли в которой исполняли юные актеры (Скотту Байо было 15 лет), а кровавые убийства совершались с помощью оружия, стреляющего кремом. Для Фостер же этот проект и был настоящей ступенькой от детских проектов к подростковым — хотя «Таксист» подбросил ее достаточно высоко, чтобы она не боялась совершить пару-тройку ошибок. Впрочем, она старалась не выбирать те фильмы, которые могли навредить ее реноме — снималась в достаточно крепких драмах и через 10 лет дождалась очередного прорыва. Фильм «Обвиняемые» — смелая по тем временам история девушки, которая подверглась насилию на вечеринке. Насильники фактически избежали наказания — и она обращается к прокурору-женщине с просьбой о помощи. Сюжет был основан на судьбе реальной девушки, которая вызвала большой общественный резонанс, и фильм также сумел попасть в нужную струну. Он показал хорошие сборы в прокате, а 27-летняя Фостер обзавелась первым «Оскаром» в своей карьере.
Наедине с Ганнибалом Лектором
Экранизацию романа Томаса Харриса затеяли почти сразу после выхода книги, и Фостер очень хотела получить роль агента ФБР Кларисы Старлинг. Казалось, в ее пользу говорило многое — но режиссер Джонатан Демми перепробовал несколько актрис, пока не остановился на ее кандидатуре. Отметим, что другие претендентки на роль часто отклоняли предложение Демми из-за «кровавости» сценария и неверия в его перспективы. Фостер же не отступила до самого конца — и была вознаграждена. Понятно, что львиная доля славы досталась Энтони Хопкинсу, но и его партнерша по фильму о серийном маньяке была вознаграждена. Теперь у нее была та роль, которую все знают, а еще «Молчание ягнят» принесло актрисе второй «Оскар» — это случилось в год, когда ей исполнилось 30 лет.
Актриса, которая не любит быть актрисой
Джоди Фостер часто упоминала, что у нее множество фобий и особенностей. Например, она не любит покупать одежду и использует тот гардероб, который для ее героинь шьют костюмеры различных фильмов. Еще она признавалась, что ей не нравится быть актрисой — Фостер предпочитает сама снимать фильмы, и в ее режиссерском портфолио — с десяток разных проектов. Правда, в основном это отдельные эпизоды разных сериалов, но есть и полнометражные фильмы. Отдельно в ряду ее режиссерских работ стоит «Бобер» — фильм 2011 года, в который на главную роль она позвала Мела Гибсона. Они давно дружат, но в тот период Гибсон попал в «черные списки» буквально всех голливудских студий из-за своего поведения и несносного характера. Джоди Фостер предупреждали не связываться с изгоем, но она пошла наперекор всему. «Бобер» был снят и даже вышел в прокат — кассовым хитом он, конечно, не стал, но помог Гибсону снять висевшее над ним проклятие.
Что касается Фостер, то ролей, подобных роли в «Молчании ягнят», она так и не дождалась, хотя в ее фильмографии есть примечательные работы. За фильм «Нелл» 1994 года она получила еще одну номинацию на «Оскар». Роли в «Иллюзии полета» добилась сама, доказав режиссеру Роберту Швентке, что главного героя может сыграть и женщина — и ее персонаж «в наказание» получил мужское имя Кайл. Для «Контакта» ей пришлось изучать астрономию, хотя она не любит математику и боится цифр. Сейчас Джоди Фостер снимается редко и старается избегать громких и высокобюджетных проектов — она уже добилась в карьере всего того, к чему стремятся начинающие актеры.