100 лет назад, 14 сентября 1922 года, родился Александр Михайлов. Его герой Санька Григорьев в фильме «Два капитана» клялся: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Слова эти брали своим девизом не только мальчишки, но и отчаянные девчонки. Хотя большинство из них все-таки влюблялись в героя и артиста. Как жил и умирал знаменитый актер — в материале aif.ru.
Добро и зло ярким цветом
Экранизировать «Двух капитанов» Вениамина Каверина взялся в 1955 году Владимир Венгеров, которого теперь называют одним из классиков «Ленфильма». Долго раздумывать, кого пригласить на главную мужскую роль, режиссер не стал. Хотя Михайлову тогда уже было 33 года. Но семью годами ранее (сразу по окончании Школы-студии МХАТ) Александр уже сыграл эту роль в Центральном детском театре. Работа была успешной. Театралы и критики полюбили актера. Так что искать кого-то другого и устраивать пробы Венгеров не хотел.
Даром, что киноопыт у Михайлова был не очень удачным. Да, с десяток фильмов (сниматься начал в 19 лет), но в нескольких актера не удостаивали даже упоминания в титрах. Главными ролями он тоже не был избалован. Самыми известными картинами с его участием стали «Повесть о настоящем человеке» и «Алеша Птицын вырабатывает характер»...
В общем, хорошее образование и успешная служба Михайлова в ЦДТ (за роль майора Добрынина в постановке «Я хочу домой» по пьесе Сергея Михалкова актер был награжден Сталинской премией 3-й степени) давали Венгерову надежду, что все получится. И Александр не подвел режиссера.
На экраны страны фильм вышел 28 марта 1956 года. Только за первый год его увидели 32 млн зрителей, он занял в прокате 5-е место. Про то, что Александра Михайлова теперь узнала не только театральная публика Москвы, но и весь Советский Союз, и говорить не приходится. Актер не играл — жил в кадре. На экране был настоящий мужчина. Человек слова и дела. На него хотели походить. На него хотели равняться.
«Здесь добро и зло отличимы в героях сразу же, с их первого появления, немедленно, — отзывался о фильме “Два капитана” мэтр, режиссер Григорий Козинцев. — Добро и зло изображены ярким цветом. И в этом нет ничего худого. В картине есть и юношеские мечты, и первая любовь — все то истинно прекрасное в жизни, что мы так редко видели до сих пор на экране. И вот все это появляется, возникает, волнует до глубины души, и я уверен, что зритель с восторгом поверит, что мечты должны сбываться, а первая любовь должна стать единственной на всю жизнь».
К слову, дуэт Александра Михайлова и солистки Кировского театра оперы и балета Ольги Заботкиной (она сыграла Катю Татаринову) считался одним из самых романтичных в советском кинематографе середины ХХ века.
Играть было нечего
К сожалению, как это часто бывает, знаковая роль, сделавшая актера известным, принесла ему и разочарование. Точнее, разочаровываться пришлось позже. Когда режиссеры засыпали Михайлова предложениями сняться в ролях а-ля Санька Григорьев.
Михайлов отбивался как мог. В итоге — фильмография актера весьма скромная. Даже если роли попадались приличные, картины не «выстреливали», не оставались в сердцах зрителей. А он просто старался сыграть что-то иное...
Михайлов попытался было сосредоточиться на театральной жизни. Еще в 1953 году он перешел из ЦДТ в МХАТ, играл сложные драматические роли (Лермонтов, Флоризель, Бобчинский, Чебутыкин). В 1970-м театр возглавил Олег Ефремов, которого Александр Михайлов знал по Школе-студии и по Детскому театру. Актеры даже дружили. Но, когда произошел раскол МХАТа, Ефремов неожиданно не позвал Михайлова за собой. Пришлось тому идти за Татьяной Дорониной. Но ничего хорошего из этого не вышло. Обстановка была нервозной. Играть нечего...
Не помогла даже операция
Проблемы с работой не могли не сказаться на здоровье Александра Михайлова. К тому же светлый, жизнерадостный на экране, в жизни артист был весьма закрытым, стеснительным, необщительным, неуверенным в себе. Даже коллеги мало что знали о его закулисной жизни. Ни в тусовках, ни в театральных дрязгах он участия не принимал.
Сложный характер и замкнутость не помешали ему, однако, дважды жениться. В первом браке — с художником по костюмам Натальей Ефановой — родилась дочь. Однако обе рано ушли из жизни. Позже Михайлов обратил внимание на коллегу по МХАТу Анну Горюнову. Симпатии оказались взаимными. Они поженились, родили сына Анатолия.
Семья, дом, самые близкие люди — по большому счету, это все, что было у Сан Саныча на закате жизни. Не выплескивая эмоции наружу, он тем не менее переживал и невостребованность в кино, и неурядицы в театре. Если бы не поддержка жены, все было бы гораздо хуже...
Впрочем, куда уж хуже. Мучаясь от боли, но затянув с походом к врачам, Михайлов обратился за помощью слишком поздно. Не спасло ни лечение, ни оперативное вмешательство — онкологию на последних стадиях трудно победить. Актер оставил работу, скис. Хоть и пытался перехитрить Старуху с черной косой.
Последние два года были мучительными физически и морально. Вдобавок ко всему случился инсульт. Актера парализовало. И он страдал, что вынужден лежать. Абсолютно беспомощный.
Ровно за полгода до 70-летия заслуженный артист РСФСР Александр Михайлов покинул этот мир.