25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Бондарчука.
«Папа с мамой были единым целым. А развели их досужие сплетни и низкие письма», — рассказала «АиФ» актриса и режиссёр Наталья Бондарчук, которая написала книгу воспоминаний о своём отце.
— Когда Сергей Фёдорович Бондарчук появился на свет, мой дедушка, Фёдор Петрович, нёс службу в Красной армии. «С Новым годом, с новым счастьем, с новым здоровьем, — писал дедушка бабушке в одном из писем. — Скорей спешу уведомить тебя о том, что творится сейчас со мной. Ведь я получил письмо! Главное — это то, что я знаю, как зовут моего Сына!!! О, Боже. Серёжа, Сергей Фёдорович!» А после моего рождения папу тоже вызвали «на передовую» — на съёмки «Кавалера Золотой Звезды».
Папа очень любил маму. Он хотел, чтобы она всегда была рядом с ним. В Карачаево-Черкесии, как вспоминала мама, он носился с ней «как с писаной торбой». Знакомил со всей съёмочной группой, представил свою супругу и режиссёру Юлию Райзману. Юлий Яковлевич сделал маме комплимент: «Вы такая беленькая, тоненькая, будто не из этой жизни». Папа от этого комплимента растаял больше, чем сама мама.
Инна Макарова: «Бондарчук плакал, когда мы расставались»
— Woman's Day Ростов (@wdayrostov1) August 6, 2016
#ростов #ростове #новостиростова #рнд #rnd #rostov pic.twitter.com/to2sTfKgE6
Быть женой Бондарчука
Говорили, что у Инны Макаровой, когда она была замужем за Сергеем Бондарчуком, могло быть много поводов для ревности — ведь в красавца актёра и режиссёра влюблялись тысячи женщин.
— Мама этих женщин даже не замечала. Она признавалась, что ни в одной из них не чувствовала соперницу, настолько искренне отец её любил. Однажды он ей сказал: «Ближе тебя у меня никого не было и никогда не будет...»
В 1953 г. шли съёмки фильма «Возвращение Василия Бортникова» Всеволода Пудовкина. «Тогда произошёл неловкий случай, — писала мама в воспоминаниях. — У Пудовкина мы снимались в деревне Маркино, а Бондарчук — в Белгороде-Днестровском под Одессой в фильме „Адмирал Ушаков“. Вдруг получаю телеграмму, что Сергей приезжает, — в такую даль он специально приехал повидаться со мной. Собралась вся киногруппа: „Бондарчук приехал! Лично!“ Он уже был очень знаменит. А после его отъезда ко мне подошла одна известная актриса и с неприкрытой ненавистью произнесла: „Твоему народного дали?“ Тут я испугалась и в первый раз поймала себя на мысли: „Вот что это такое — быть женой Бондарчука!“ Зависть... Мало того что молодой, красивый, талантливый — он ещё и народный! А ведь время после войны — мужчин было очень мало, и женщины начали за ним настоящую охоту».
Про то, как Сергей Бондарчук получил народного артиста СССР, сразу сложили множество легенд. Одна из них гласит: Иосиф Сталин посмотрел фильм «Тарас Шевченко» и сказал: «Истинно народный артист».
— На самом деле было так. Раздался телефонный звонок, на том конце провода поинтересовались: «Бондарчук? Пол-литра поставишь?» Папа удивился: «Кто это?» Там представились: «Василий Сталин». Отец подумал, что это шутка, но подыграл: «Поставлю». Собеседник ответил: «Тогда приходи к шести в ресторан «Арагви». Папе стало любопытно, он пошёл. А в ресторане его на самом деле ждал сын Сталина. Он сразу выложил на стол ещё не вышедший в продажу, только напечатанный номер журнала с фотографией Бондарчука на обложке. Портрет был подписан: «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Но это звание было перечёркнуто ручкой, а над ним значилось: «Народный артист СССР». И подпись: «И. Сталин».
Сергей Бондарчук в кино был нарасхват, но он всегда находил время для семьи. Я любила оставаться с отцом, потому что с ним можно было много шалить. В детстве я обожала фильм про Тарзана. Когда никого, кроме папы, не было дома, я залезала на шкаф и прыгала прямо с него на тахту с диким криком, похожим, как мне казалось, на крик Тарзана. А отец частенько по моей просьбе рисовал на холсте жаркие страны, о которых я тогда мечтала.
Он баловал меня, но, когда требовалось, был очень строг. Запомнился мне такой забавный случай. Бабушка мыла пол, а я, маленькая, приставала к ней — тоже хотела помочь. Но, поскольку я разводила ещё больше грязи, бабушка мои предложения о помощи игнорировала. Тогда я схватила бабушкину сумочку и швырнула в неё, крикнув: «Убирайся в свой Новосибирск и там мой свой пол!» Тут же сама себя испугалась и заревела. Отец всё это слышал. Он спокойно меня позвал, долго говорил, почему так поступать нельзя, а потом, положив меня животом на колени, стянул штаны и три раза шлёпнул. Было совсем не больно, но дико обидно. Я не просто разревелась, а страшно заорала. Бабушка бросилась меня утешать: «Ну что ты? Папа больно шлёпнул?» «Нет, не больно, — всхлипывая, сказала я. — Но он же мужик!» Тут уже все расхохотались.
Разошлись на 5 лет
Как сейчас помню наш последний семейный день. Мы были на даче. Только закончился дождь. Папа взял столярные инструменты и начал собирать садовый столик из еловых досок. Со столиком он провозился до сумерек, я заснула под звук его молотка. На следующий день отец уехал в город. С этого момента мы не виделись с ним пять лет.
Я долгое время считала, что папина новая семья не разрешает ему общаться со мной. Но потом узнала, что это мама не хотела нашего общения. Их развели досужие сплетни, какие-то низкие письма. Мама всего этого не выдержала и сказала: «Серёжа, я с тобой жить больше не могу...»
Это был очень драматический период. Ко мне на улице несколько раз подходили какие-то женщины, зачем-то говорили, где и с кем находится мой папа, настаивали, чтобы я эту информацию передала маме. Как-то в школе нам в течение недели задали написать три сочинения: «Моя семья», «Мои родители» и «Мой дом». Я на морозе наелась мороженого и заработала ангину, только бы не ходить в эти дни в школу.
А потом, спустя 5 лет, Наталья Бондарчук заново знакомилась со своим отцом. Она смогла понять и принять все его поступки и оставить в прошлом обиды. Она с восхищением смотрела фильмы отца, а он давал ей советы, делился знаниями в актёрской и режиссёрской профессии. Со временем Наталья познакомилась и с новой семьёй Сергея Бондарчука, а с сестрой Алёной они даже сдружились.
Семья. Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук с дочерью Алёной и сыном Федором. 1967 г. pic.twitter.com/csDq6gz3Az
— Исторические Фото (@HistoryFoto) August 22, 2020
— Я люблю все фильмы отца, ведь каждой своей картине он отдавал себя полностью. Во время съёмок «Войны и мира» он даже пережил клиническую смерть. Как-то мы с Николаем Бурляевым и нашим сыном Иваном заехали к папе на съёмки «Красных колоколов» в Ленинград. Был вечер, мы шли по направлению к Зимнему дворцу. Перед нами предстало невероятное зрелище: на Дворцовой площади было 9000 матросов и солдат, которые собирались «брать Зимний». Я в этой суматохе, в этом гвалте разыскала отца, он стоял и смотрел на всё это. Я подошла к нему, обняла и в восхищении спросила: «Папа, как же тебе удаётся всем этим руководить?» Отец улыбнулся: «Да я не знаю, оно как-то само». Конечно, это было не так.
В 1982 г. в свою картину для детей «Живая радуга» я позвала Алёну Бондарчук, мою сестру по отцу. Конечно, в перерывах между работой мы вместе сидели, говорили, она сетовала, что отец всегда очень занят. Домой я привезла пачку фотографий. Мама заметила их на столе, посмотрела и сделала комплимент: «Какая ты здесь красивая!» «Мама, — удивлённо вскрикнула я. — Это же Алёна Бондарчук!» А на премьере «Живой радуги» мама впервые познакомилась с Алёной. Она её даже обняла и поцеловала, так что все обиды у мамы были тоже позади.
Удивительно, я не знала, что папа смертельно болен, но знала, что скоро потеряю его. За несколько месяцев до его ухода мне приснился страшный сон, в котором папа сказал мне последнее: «Прощай!» Во сне я плакала навзрыд, обнимала его в последний раз. Через шесть месяцев папы не стало.