Юрий Мефодьевич скончался 11 января на 89 году жизни у себя дома. До этого он два месяца провел в больнице. И всем казалось, что опасность миновала, но...
«Почему не на Новодевичьем?»
О том, что народ прощается с по-настоящему дорогим ему человеком, было понятно еще в метро «Охотный Ряд» — поклонники таланта любимого артиста ехали по эскалатору с цветами, стояли в длинной очереди несмотря на мороз и вьюгу, делились воспоминаниями о лучших ролях Соломина. А еще активно обсуждали, что такому великому Актеру место на Новодевичьем, а не на Троекуровском кладбище, куда должна была дальше проследовать траурная церемония. Однако такова была воля покойного — Юрий Мефодьевич сам просил похоронить его на Троекуровском кладбище рядом с его супругой Ольгой Соломиной, скончавшейся в 2019 году.
Прощание с народным артистом СССР Юрием Соломиным в Малом театре
Очередь из поклонников великого артиста растянулась от метро «Охотный ряд». Внутри театра все люстры и бра были затянуты черным тюлем. Перед портретом Соломина многие крестились.
Одними из первых проводить в последний путь Юрия Соломина прибыли министр культуры РФ Ольга Любимова, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, артисты Сергей Гармаш и Станислав Любшин, один из старейших актеров МХТ им. Чехова, Дмитрий Певцов, Александр Олешко.
Со сцены в этот день звучало много воспоминаний о Юрии Мефодьевиче. Так, помощник президента РФ Владимир Мединский отметил, что Юрий Соломин относился к тому типу людей, талант которых проявлялся «во всём — и в актерстве. И в руководстве театром». «Он скала, о которую разбивались новомодные течения, — сказал Владимир Мединский. — Многие из этих течений уже забылись. А работы Соломина и главное — Малый театр, который он возглавлял — будут жить и дальше. Где надо, он мог проявить твердость, где надо — мягкость. Спасибо вам огромное, Юрий Мефодьевич, за то, что вы сделали для нашего народа и нашей страны».
Пришел попрощаться с народным артистом СССР, режиссером, педагогом, худруком Малого театра и бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Политик отметил редкое качество Юрия Соломина. «Меня прежде всего поражало в нем, что в него не проникли либеральные настроения, которые после перестройки овладели многими деятелями культуры, — сказал Геннадий Андреевич. — Возможно, это потому, что он с детства ходил на занятия во дворец пионеров и всю жизнь свято чтил наши идеалы. Как позже он, пока позволяло здоровье, проходил по улицам 9 мая вместе с „Бессмертным полком“. Его как рыцаря охраняла его твёрдая гражданская позиция, у него была высокая душа».
По словам Зюганова, Соломин выполнил свой главный долг — защитил русскую культуру. «Мы должны продолжить его традиции, — уверен политик. — Да, я не предполагал, что против нас будет развязана война. Но победа приходит благодаря тем, кто является примером для всего общества. И Соломин — как раз именно такой маяк. Это пример доблести. Мы кланяемся его светлой памяти».
«Все наши девчонки были влюблены в него»
Проводить друга и коллегу в последний путь пришел коллега по Малому театру, народный артист РФ Василий Бочкарев. С Соломиным он не только десятки лет прослужил в одном театре, но и учился на одном курсе в Щепкинском театрельном училище. По словам Бочкарева, Соломин был одновременно и доступным, и нежным, и великим. «1960 год. Юрию Мефодьевичу 27 лет, — рассказал Василий Бочкарев. — Молодой, красивый... Все наши девчонки, естественно, влюблены в него! Он великий — и одновременно доступный и нежный».
Бочкарев раскрыл главный секрет успеха Юрия Соломина: «Секрет простой: он любил человека и вместе с ним его время. В нашем коллективе он каждого знал досконально. Мне повезло быть педагогом на его курсе в Высшем театральном училище им. Щепкина. Каждого студента Юрий Мефодьевич обязательно расспрашивал: а расскажи про бабушку, про дедушку».
По словам Бочкарева, силы Соломин черпал в семье, а главной его поддержкой была супруга Ольга Николаевна. «Он не стеснялся делиться с нами самыми личными вещами. К примеру, мог рассказать, как готовился к роли, а это для актера всегда самый сложный и очень интимный процесс. Юрий Мефодьевич полушутя вспоминал, что сложнейшую роль — царя Федора Иоанновича — он разучивал вместе со своими собаками. И собаки ему кивали: мол, хорошо. Шутки шутками. Но эту грандиозную роль он сделал за 10 дней!»
Отдельно Бочкарев отметил, с каким уважением Соломин относился к старому поколению актеров Малого театра: «Он к старикам, чьи фото висят в фойе Малого театра, обращался как к живым. Теперь и к его портрету так будут обращаться молодые актеры. Он оставил огромное и самое ценное наследие — своих учеников. Сегодня уходит патриарх русской сцены. Мне хочется, чтобы те, кто возглавит этот театр, были также внимательны и к людям, и к истории, и к репертуару Малого, как Юрий Мефодьевич».
Говорили на церемонии о киноработах мастера — режиссёр Дмитрий Барщевский рассказал про 2004 год, когда Юрий Мефодьевич сыграл в сериале «Московская сага», снятому по мотивам одноименной трилогии Василия Аксенова. Режиссером проекта выступал Барщевский.
На церемонии прощания с Юрием Соломиным Барщевский вспомнил, как утверждал Юрия Мефодьевича на роль врача, профессора Бориса Градова. «На роль профессора Градова пробовались десятки замечательных артистов, — рассказал Барщевский. — Одной из ключевых сцен должно было быть выступление Градова на митинге по сталинскому „делу врачей“, где он говорит: я правнук полкового лекаря Суворовской армии, я сын и внук врачей. Мы искали такого актера на эту роль, от одного присутствия которого больному становилось бы легче. И это оказался только Соломин. Он понимал, как лечить душу. Он был истинным врачевателем человеческих душ. Я счастлив, что мы работали вместе».
Из Японии — с любовью и уважением
Как выяснилось, величайший след в культуре Соломин оставил не только на родине, но и на Востоке. На церемонии прощания рассказали: когда в Японии Малый театр показывал спектакль по Толстому, при выходе потом люди плакали, проникнувшись игрой Соломина.
Чрезвычайный посол Японии в РФ Муто Акира сказал: «От имени народа Японии разрешите выразить искренние соболезнования.
Соломин был истинный посол дружбы между Японией и Россией. В сердцах японцев Юрий Михайлович останется навсегда». «Дерсу Узала — его великая роль», — отметил посол Японии, напомнив про советско-японский художественный фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала», созданный в 1975 году по мотивам произведений В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Это первый фильм режиссёра, который был снят им не на японском языке. Вторым режиссёром картины выступил Владимир Васильев. Соломин в фильме сыграл главную роль — известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Картина повествует о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таёжным охотником Дерсу Узала, чьи необыкновенные личные качества восхищали Арсеньева.
Народный артист РФ Всеволод Шиловский подчеркнул, что в лихие 1990-е только благодаря Соломину была спасена такая святыня русской культуры, как Малый театр.
«Ответственно могу сказать: миллионы наших граждан разных поколений и вероисповеданий относились с огромной любовью к этой громадной индивидуальности — Юрию Соломину, — сказал Шиловский. — Мы с ним параллельно прошли всю жизнь. Это человечище! Как истинный ученик Щепкинского театрального училища, он ни на секунду не отступал от святой задачи — служения Русскому театру. В самые сложные времена в новой России он сохранил Малый театр — это настоящий подвиг, который он совершил во имя искусства. Немногие деятели сегодня оставили такой след».
Шиловский отметил, что Юрий Мефодьевич очень любил артистов и заботился о них. «Светлая тебе память, великий, грандиозный художник нашего времени!» — резюмировал Шиловский.