На открытие 29-го сезона в Театре п/р Олега Табакова отец-основатель и вообще «Табакеркино всё» Олег Павлович пришёл в приподнятом настроении.
Олег Табаков: Порой смотришь на них (обводит рукой зал, в котором собралась вся труппа «Табакерки») и понимаешь: нет, не зря всё это затеяно!
Что ещё вам сказать? В сетевых магазинах полки заполнены. (Громкий смех в зале.) Так что покупать впрок еду не советую. Если что нам и грозит, то не с этой стороны. Я вообще смотрю на эту проблему в какой-то степени оптимистически. Да, давно не вкладывали у нас в сельское хозяйство. В землю. Ну а теперь в результате пристального внимания наших «доброжелателей» из Северной Америки и особенно (повышает голос) из балтийских стран мы будем производить больше молока и мяса.
Такая вот политкорректность
Вот вы сказали, Олег Павлович, что не дефицита продуктов нам надо бояться. А чего?
— Знаешь, мне кажется, государство по имени Россия крепко стоит на ногах. Оракулы некоторые предупреждают о возможных снижениях цены барреля нефти. Но это всё на воде вилами писано. Очевидно, что тех целей, которые ставили перед собой наши «доброжелатели» на Западе, они не достигли. Достигнут ли? Поживём — увидим.
А вообще работать надо. Когда я служил в «Современнике», там не хватало штанов — в смысле мужчин, которые штаны носят. И я в одном спектакле играл две роли, в другом — три. Работать надо много. Это полезно! Глядишь, что-нибудь и получится.
— Тем не менее происходящее так или иначе коснулось каждого — спектакль «Йеппе-с-горы», которым открывается сезон в «Табакерке», должна была ставить норвежский режиссёр Сигрид Рейбо, но она отказалась завершить работу. Или та же Финляндия, в которой вы и преподавали, и столько спектаклей поставили, поддержала введение санкций против России...
— Ну, с тем режиссёром мы расстались полюбовно. Как говорила бабушка моя, была без радости любовь — разлука будет без печали. А Финляндия... Когда такая махина, как Европа, говорит: «А вы?» (нависает над собеседником), — нервы сдают. Мне не удалось в этом году в Финляндию съездить, но там по-прежнему есть люди, которые помнят, как мы работали вместе. И на будущий год я туда обязательно съезжу.
Понимаешь, финны, как и русские, довольно долго жили голодно и хреново. И, видимо, не растеряли память о том, как это трудно — жить голодно и хреново. Поэтому они трезвее, чем другие, смотрят на эту вакханалию и заявили, что дальнейшие санкции не поддержат. Ведь в чём дело-то: эта толерантность в Европе — она же сучья. Она двухмерная, трёхмерная. Для нас — одно, для них — другое, для финнов — третье... Из немногих же наших достоинств назову одно: мы себя никогда не выдавали за кого-либо другого. Что есть, то и есть.
— Нам — это уже ясно — скоро придётся подзатянуть пояса. Поколения, которые помнят реалии СССР, к этому готовы. А молодые как этот аскетизм примут?
— Да все готовы! И если всерьёз говорить об испытаниях, которым Господь подверг Россию, то самое серьёзное знаешь какое? Не то, на которое обрекло страну легкомыслие российской интеллигенции в 1910-1920-е годы. И даже не 72 года нечеловеческого эксперимента над человеком, совершённого Российской социал-демократической партией большевиков. И не татаро-монгольское иго (смеётся), хотя и там много неизвестного теперь открылось — к примеру, как князья русские приторговывали теми правами, которые давал им мандат на княжение, выданный Ордой.
Нет, самое суровое испытание устроил нам капитализм с нечеловеческим лицом. Тогда, в 1991-м, всё завертелось. Вообще для России испытание рублём, насколько я понимаю (я ведь всё-таки 1935 года рождения, то есть живу давно), — самое тяжёлое и пока не слишком успешно поддающееся умалению своих мерзостей. Но, к счастью, рубль пока не победил. Или, по крайней мере, победил не всех. Я эту битву, к примеру, не проиграл...
— Я про это и говорю: и вас, и нас учили: счастье Родины, благо Родины — оно выше, чем твоё собственное. А те, кому сегодня 20, растут с принципиально другой идеологией: бери от жизни всё. А тут им — хоп, и по рукам!
— Знаешь, я смотрю на это иначе. Те, у кого есть в душе мысли о благе Родины, их имеют вне зависимости от того, к какому поколению принадлежат. А те, у кого этого в душе нет, — как их ни верстай, как ни выстраивай, оно всё равно не появится.
Говорят: воспитание патриотизма! Это что такое? (С иронией.) Я думаю, вопрос надо ставить так: любишь ли ты эту землю многострадальную, помнишь ли о том, сколько слёз в неё пролито? Думаешь ли ты о том, что тем, кто после тебя будет жить на ней, надо бы помогать жить лучше? Вот это важно, а не выяснение, патриот ты или не патриот.
И смех и слёзы
— В планах Театра Табакова на новый сезон — одни классики. Современники в поле вашего интереса не попадают?
— Как только будет что-то талантливое современное, тогда оно появится на нашей сцене. А то, как это раньше было, — сталевары, лесорубы и другие достойные люди — это не для театра.
— А вы как будете в новом сезоне участвовать?
— Посильно. Если говорить конкретно... На будущий год мне исполнится 80 лет. Как ответить на вопрос: «А он ещё что-то может?» Только сыграть что-нибудь. Поэтому я сделаю спектакль (возможно, даже на мои деньги и продюсером выступлю тоже я). Хорошая коммерческая английская пьеса. Лирическая трагикомедия со смертью героя в конце. Он ювелир. У него случилась встреча с английской королевой Елизаветой II. Они договорились через 50 лет ещё раз увидеться. Все эти 50 лет он, будучи не самым богатым человеком, собирал бриллианты. И она явится... Сказка ли это или быль, поймёте сами. Но смех и слёзы будут. Как пьеса называется? «Юбилей».
На самом деле за последние 150 лет — не знаю, как вам, — мне кажется, не случилось более значительного события в театральном цехе мировом, чем рождение Московского художественного театра. Кто-то признаёт нас его наследниками, кто-то не признаёт. Но, когда бывает удачный прогон, я чувствую это замирание зрительного зала и думаю: «Нет! Мы ещё живы!»
Что ждать от сезона
29-й сезон Театр п/р О. Табакова откроет премьерой спектакля «Йеппе-с-горы» Людвига Хольберга в постановке Глеба Черепанова, главные роли в котором играют Сергей Беляев, Роза Хайруллина и др. В планах — «Голый король» Шварца (режиссёр Г. Черепанов, в ролях А. Семчев, П. Табаков), «Три сестры» Чехова (режиссёр А. Марин, одну из сестёр сыграет Анна Чиповская), «Вий» Гоголя Василий Сигарев поставит в собственной инсценировке.
МХТ им. Чехова 117-й сезон откроет премьерой спектакля «Трамвай «Желание» Т. Уильямса, в котором заняты М. Зудина, И. Пегова, М. Трухин и М. Пореченков, и провокативной пьесой Ивана Вырыпаева «Пьяные» в постановке В. Рыжакова с И. Золотовицким, М. Матвеевым и др. Режиссёр Марина Брусникина репетирует спектакль «Деревня дураков» с Е. Добровольской, А. Семчевым, Е. Киндиновым в главных ролях. А молодой актёр Александр Молочников ставит свою же пьесу «Война 1914».