Примерное время чтения: 7 минут
2863

Охал и рисовал. Зачем «папа» Винни Пуха рвал «Правду» на кусочки?

Федор Савельевич Хитрук (1917–2012), мультипликатор, режиссёр, сценарист, Народный артист СССР, главный художник студии «Союзмультфильм».
Федор Савельевич Хитрук (1917–2012), мультипликатор, режиссёр, сценарист, Народный артист СССР, главный художник студии «Союзмультфильм». / Василий Малышев / РИА Новости

Феде Хитруку тогда было 15 лет. Он уже не первый год проживал с родителями в Германии. Но в 1934, когда к власти пришел Гитлер, отец Федора начал подумывать о возвращении. Раздумья его закончились в один день, когда сына в школе ударили ножом. Тогда уже в немецких школах перед занятиями дети пели нацистский гимн. Федору тоже приходилось петь вместе со всеми. Но одноклассники, зная, что он из СССР, начали обзывать нехорошими словами... Карла Маркса. Хитрук тогда в ответ обозвал Гитлера. Один из мальчишек достал нож и полоснул его по руке — прямо там, где проходят вены. Федю срочно доставили в госпиталь. Потом, спустя много лет, Хитрук шутил: «Меня, наверно, можно считать, одной из первых жертв фашизма».

Ровесник революции

Федор Хитрук был ровесником революции — родился в мае 1905 года. Семья была самая обычная. Мама вела хозяйство, папа был рабочим-слесарем, состоял в большевистской ячейке, за ужинами любил вспомнить о своем участии в революции 1905 года. Пытался и сына воспитать идейным. Часто рассказывал историю, как в родном Витебске постоянно дрался с мальчишкой, звали его Марк Шагал, и имел он о жизни совсем иное мнение. Вообще, папа будущего мультипликатора не терпел разногласий по политическим мотивам, читал только «Правду», подчеркивая и выписывая то, что считал важным. Сын часто слышал критику в свой адрес, когда, по мнению отца, отступал от марксистско-ленинских принципов.

Папа читал «Правду», а маленький Федя... рвал газеты на кусочки, а потом собирал обратно, как пазл. Потом Хитрук вспоминал, что мог рвать «Правду» хоть целый день. Его мама даже думала, что с ребенком что-то не так. Но разбираться, что именно не так, ей было некогда. 

Тем не менее, несмотря на неприязнь к западному образу жизни, Хитрук-старший принял предложение о переезде в Германию, где принимал от немцев оборудование для Советского Союза. На западной земле Федор пошел учиться в художественно-ремесленное училище. Свои первые шаги в искусстве делал там же: начал рисовать и публиковать свои работы в немецких журналах. Строгий отец был не в восторге от этого, требовал от парня вернуть гонорары изданиям и прекратить заниматься ерундой.

Приходите завтра

Из Германии Хитрука-старшего перевели в Москву. Там Федор поступил в художественный техникум, а потом перешел в Институт повышения квалификации художников-иллюстраторов. Хитрук был уверен, что с таким образованием быстро найдет работу. Но внезапно он будто попал в кинофильм «Приходите завтра». Федор хотел работать художником-мультипликатором, поэтому отправился со своими работами на «Союзмультфильм». Талантливого юношу встретил завпроизводством Башкиров. Он презрительно фыркнул, услышав, что молодой человек желает у них работать. Хитрук пытался показать ему свои рисунки, но Башкиров отрезал: «Мультипликаторы здесь сейчас не нужны!» «Я понял, что этот человек в один момент отбирает у меня мечту, прекрасную профессию, о которой я грезил всю свою юность», — вспоминал Хитрук.

Но молодой мультипликатор вспомнил поговорку «вода камень точит» и начал ходить на «Союзмультфильм» каждую неделю. Там ему твердили: «Не нужны!», «Приходите как-нибудь потом!», «Поищите себе работу в другом месте». Ходил Федор туда, как на работу, до тех пор, пока кто-то не шепнул ему, что киностудия объявила конкурс на замещение вакантной должности аниматора-стажера. Конечно, он подал заявку и выиграл конкурс. И 10 ноября 1937 года Федор Хитрук стал штатным работником «Союзмультфильма».

Начал с дворника

Первой его работой стал эпизод в мультфильме «Дядя Степа». Хитруку доверили нарисовать дворника в валенках, подметавшего двор. По сюжету дворник должен был мести и охать. Хитрук положил на стол лист бумаги, встал, взял в руки воображаемую метлу, присогнулся и начал ходить, «подметать» и охать. Как только элемент внешности дворника возникал в его воображении, он тут же кидался к столу рисовать. И так по кругу: вставал, ходил, «подметал», охал, рисовал. На образ дворника у молодого человека ушел целый месяц. А что было, когда он увидел своего дворника на экране! «Никогда в жизни я не испытывал такого беспредельного, головокружительного счастья, как в тот день, когда мои рисунки, которые целый месяц маячили перед моими глазами, вдруг соединились в незнакомого мне человечка, и тот зажил собственной жизнью. Произошло чудо, и я оказался к нему причастным», — признавался мультипликатор.

Хитрук и Мотрук

Работа спорилась, героев давали все больше. А тут и любовь случилась. На студии в соседнем цехе работала Маша Мотрук. Она была фазовщицей — фазовала второстепенные снимки мультфильма, которые шли между главными. Федор сам не заметил, как стал все чаще заглядывать в соседний цех. За спиной молодых людей коллеги посмеивались: «Смотри, Хитрук снова пошел к Мотрук».

Вместе, уже поженившись, Хитрук и Мотрук отправились в Армению — искать счастья на армянской студии анимации. Но началась война. Хитрука сначала отправили делать сатирические плакаты, а потом призвали в армию. Как жившего в Германии и знавшего язык, мультипликатора приписали к штабу 3-го Украинского фронта. Он из аниматора переквалифицировался в расшифровщика немецких документов, попавших в штаб от разведчиков. Из расшифровщиков дорос до командира взвода радиоперехвата. 9 мая 1945 года Хитрук был уже в Вене. Но в 1945 домой не поехал, его не демобилизовали и на два года отправили в Берлин служить военным переводчиком.

Уже в Москве в 1947 художнику-мультипликатору пришлось буквально заново учиться рисовать: на фронте было не до рисунков, навыки подзабылись. Он трудился днем и ночью и через некоторое время уже работал над Оле-Лукойе из «Снежной королевы», Снеговиком из «Когда зажигаются елки», Медвежонком из «Необыкновенного матча».

«Убил» соседку

В начале 1960-х Хитруки жили в доме с очень шумными соседями. Эти соседи так надоели им своим шумом, что Федор не нашел ничего лучше, чем... срежиссировать и нарисовать мультфильм «История одного преступления» про убийство шумной соседки. И хоть сам сюжет кажется несколько кровожадным, но смысл в него художник вложил позитивный: «Граждане, соблюдайте тишину в темное время суток! Не мешайте своим соседям!» А дальше были уже режиссерские работы: «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм фильм» и, конечно же, трилогия про Винни-Пуха.

Советский мультипликатор, сценарист, педагог и переводчик Федор Хитрук.
Советский мультипликатор, сценарист, педагог и переводчик Федор Хитрук. Фото: РИА Новости/ Сергей Иванов

В 1974 году Хитрук выпустил мультфильм «Дарю тебе звезду», где главный герой рассказывает своей даме сердца про то, как он подарит ей звезду, а дама тем временем готовит, моет, убирает, в общем, ведет весь семейный быт. Хитрук задумал мультфильм как ироничную комедию, а вот советские женщины не все были от него в восторге. Кто-то даже начал критиковать его создателя. Хитрук и сам потом пожалел, что сделал такой мультфильм. Он признавался, что этот фильм его «сильно травмировал».

Свой последний фильм «Лев и бык» Хитрук снял в 1983. А через год не стало его любимой Маши. Именно тогда он перестал снимать. Когда его спрашивали, почему, отвечал, что муза ушла...

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах