Актерскую востребованность считают по-разному — и по количеству главных ролей в популярных фильмах, и по полученным наградам. Но число фильмов, в которых появился тот или иной актер, обычно мерилом восстребованности быть не может — это, скорее, признак вовлеченности в профессию. Например, самый любимый актер Леонида Гайдая — не Георгий Вицин, который снялся в 10 картинах этого режиссера, а менее известный по фамилии (но не по лицу!) Виктор Уральский, сыгравший у знаменитого комедиографа 11 ролей — не очень больших, но всё же заметных, среди которых повар в новелле «Напарник» («Операция «Ы») и милиционер в «Бриллианетовой руке» (именно он говорит крылатую фразу «Напьёшься — будешь!»). А всего у Уральского таких крошечных эпизодов в фильмографии — около 170 (по данным «КиноПоиска»), но и это огромное число ролей не идет ни в какое сравнение с достижениями настоящих рекордсменов.
Юрий Назаров
296 фильмов
Этот актер долгое время уступал Армену Джигарханяну, но в последние годы его фильмография пополнилась новыми работами — и он обогнал своего конкурента. С выбором актерской профессии Назаров словно бы сомневался — после школы прошел отбор в Щукинское училище, но бросил его на первом курсе и вернулся в родной Новосибирск. Искал своё призвание, но в итоге снова поступил в «Щуку», в 1960-м окончил вуз, работал в театрах — и, конечно, снимался в кино. В основном играл эпизодических персонажей — простых людей, офицеров, солдат... Но постепенно его фильмография обрастала и заметными работами — Назаров снимался в «Андрее Рублеве» и «Зеркале» у Андрея Тарковского, в «Горячем снеге» по Юрию Бондареву... Известность к нему пришла уже в конце 1980-х, когда Назаров сыграл отца главной героини в фильме «Маленькая Вера». В российском кино он также не потерялся — снимался в «Сталинграде» у Федора Бондарчука, в сериалах «Екатерина. Взлёт», «София», «Склифосовский», «Чернобыль. Зона отчуждения», «Полярный», «Угрюм-река».
Армен Джигарханян
266 фильмов
Легенды про поражающую воображение работоспособность Джигарханяна ходили уже в советское время — именно тогда появилась знаменитая эпиграмма Валентина Гафта («Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян»). Любопытно, что он тоже актером стал не с первой попытки. В 1952-м, после школы, Джигарханян поехал в Москву, но провалил экзамены в ГИТИС. Лишь через пару лет он сумел поступить в художественно-театральный институт в родном Ереване, но уже со второго курса стал членом труппы Ереванского русского драматического театра, а в конце 1950-х дебютировал и в кино — в фильмах студии «Арменфильм». На союзном уровне он стал известен после роли штабс-капитана Овечкина в фильме 1968 года «Новые приключения неуловимых» — и после неё режиссеры наперебой начали приглашать актера с характерной внешностью в свои фильмы. За год могло выйти до восьми картин с участием Джигарханяна, причем он не ограничивался только небольшими эпизодами — у него были весьма заметные роли в комедии «Здравствуйте, я ваша тётя!» и музыкальной «Собаке на сене», он один из главных героев в телефильме «Место встречи изменить нельзя»... Работал Джигарханян много, продуктивно, развал СССР на его востребованности никак не сказался; он играл в театре, занимался озвучкой (если и эти работы добавить в его фильмографию, то получится более 300 ролей), да и снимался до последних дней (он скончался в 2020 году) — хотя, конечно, персонажей, подобных Горбатому или Козюльскому, уже не брал.
Лев Дуров
237 фильмов
Как и Джигарханян, Дуров почти не играл главные роли, но зрители хорошо помнили его мельника из «Бумбараша», де Тревиля из «Трех мушкетеров» или Сан Саныча из «Не бойся, я с тобой». И причина отсутствия больших ролей та же самая — Дуров тоже был предан театру. Он окончил Школу-студию МХАТ, попал в «обойму» актеров Анатолия Эфроса, работал с ним в Ленкоме, потом вслед за наставником перешел в Театр на Малой Бронной — и оставался в этом театре на протяжении почти сорока лет. Причем не только в качестве актера — Дуров ставил спектакли, на протяжении нескольких лет был главным режиссёром своего театра.
Сергей Никоненко
218 фильмов
С театром Никоненко был связан недолго, а вот в кино его было очень много. Сниматься он начал сразу после выпуска из ВГИКа в 1964-м, играл во многих картинах того времени — в том числе и в масштабных «Войне и мире» Сергея Бондарчука и «Освобождении» Юрия Озерова. В его фильмографии были не только роли второго и третьего плана — он играл и главных героев, но в основном — в картинах 1980-х годов («Инспектор ГАИ», «Шестой», «Парад планет»). В 1974-м Никоненко стал ещё и дипломированным кинорежиссером, на его счету драма для детей «Птицы над городом», мелодрама «Люблю. Жду. Лена» и перестроечные «Брюнетка за 30 копеек» и «Хочу вашего мужа». В российском кино он остался востребованным — в основном, как актер — много играл в сериалах, которые занимают едва ли не четверть его фильмографии.
Леонид Куравлев
202 фильма
Куравлев стал актером из-за плохой учебы — на экзаменах во ВГИКе не спрашивали химию или математику, и это предопределило выбор профессии. Правда, поступить ему удалось только со второй попытки; он учился у известного актера и педагога Бориса Бибикова и окончил вуз в 1960-м. Прославиться Куравлеву удалось уже через несколько лет, когда он сыграл Хому Брута в фильме «Вий» и Шуру Балаганова в «Золотом теленке» Михаила Швейцера. А вот дальше Куравлев показывал настоящие чудеса — в один год могли выйти сразу несколько фильмов, в которых он играл главные или заметные роли — «Иван Васильевич меняет профессию» (Жорж Милославский), «Семнадцать мгновений весны» (оберштурмбанфюрер Айсман), «Эта веселая планета» (один из инопланетян). Да и потом он не сбавлял набранный темп, а число ролей у него постоянно прибавлялось — в том числе и тех, по которым его знают до сих пор. «Афоня» Георгия Данелии, «Место встречи изменить нельзя» («Копченый»), «Ширли-мырли», «Бригада», «Улицы разбитых фонарей» — не узнать его героев в этих картинах невозможно.