Фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» чаще всего воспринимается как чисто новогоднее развлечение для телезрителей — знакомый сюжет, знакомые персонажи, знакомая традиция («каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню»), знакомая путаница одинаковых адресов в Москве и Ленинграде... И уже не так важно, что те персонажи разыгрывают самый обычный любовный треугольник — врач из Москвы Женя Лукашин (Андрей Мягков) случайно оказывается в квартире ленинградской учительницы Нади (Барбара Брыльска) и разрушает её союз с успешным ученым Ипполитом (Юрий Яковлев). Правда, это не совсем треугольник — в Москве Лукашина ждет его невеста Галя, у которой было совсем немного экранного времени. Но несколько съемочных смен и сказанных реплик сделали актрису театра имени Гоголя Ольгу Науменко известной на всю страну — такие случайности в актерской профессии совсем не редкость.
«Стояла бы в пятом ряду, изображая “Бублика”»
«Думаю, что и в прошлой жизни, наверное, я была артисткой», — признавалась Науменко в одном из интервью и вовсе не лукавила. Родилась она 6 декабря 1949 года в Москве в большой семье, где росло восемь детей. В детстве ходила в различные кружки — как и все её ровесники в то время: танцевала, занималась художественной гимнастикой… А потом смогла пройти отбор в Театр юных москвичей на Ленинских горах, где уже играла Наталья Гундарева. Дальнейшее образование вопросов не вызывало — актерам детского театра после школы была прямая дорога в театральные вузы. Гундарева поступила с первого раза, а Науменко — со второго, но в Щукинское училище при Вахтанговском театре. Она рассказывала, что сумела вычислить секрет успеха и угадала со своим амплуа — инженю-кокет, наивной и невинной девушки. Правда, в Вахтангова после училища её из-за этого не приняли; не прошла она и в МХАТ. Зато Науменко взяли в театр имени Гоголя.
«Тогда это были задворки Курского вокзала, мрачный район, совершенно не сочетавшийся с культурным учреждением. Я шла и плакала: куда меня несет?» — вспоминала Науменко.
Сейчас она уже не так расстраивается сделанному тогда выбору. Науменко уверена, что если бы её взяли в МХАТ, то она могла и вовсе не получить никаких ролей: «Где-нибудь в “Синей птице” стояла бы в пятом ряду, изображая “Бублика”».
«Хорошие были мужики»
Науменко считала, что с театром ей в целом повезло, хотя у неё и были попытки его сменить. Но в итоге Науменко так и осталась там, куда её забросила судьба: «Я вообще отличаюсь постоянством». Работала с Борисом Голубовским (худрук театра Гоголя с 1965-го по 1987-й), с Сергеем Яшиным (возглавлял театр с 1987-го по 2012-й). Пришлась ко двору и в «Гоголь-центре», хотя и без главных ролей. Да и сейчас, когда театр возглавляет Антон Яковлев (по иронии судьбы сын сыгравшего Ипполита Юрия Яковлева), продолжает выходить на родную сцену.
А вот с кино у Науменко всё было сложно. Сниматься-то она начала ещё студенткой — сыграла у Ричарда Викторова в драме «Переступи порог». Правда, получила за это от мастера курса Анатолия Борисова тройку по мастерству — кто-то из сокурсников «выдал». Но прославилась она достаточно быстро — после роли Вари Морозовой в сериале Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Тени исчезают в полдень». Хотя рассказывает она про эту работу скупо: «Утвердили по фотографиям. Тогда они проводились с гримом, костюмом. То есть на меня платочек надевали». И про режиссеров вспоминает так: «По большому счету, хорошие были мужики». И всё. Даром что они потом позвали актрису и в «Вечный зов».
Ну а после у Науменко случилась Галя из «Иронии судьбы».
«Побольше любви»
В «Иронию судьбы» она попала волей случая. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Ей отказали в роли в другом фильме, она шла по коридорам «Мосфильма» — и наткнулась на ассистента Рязанова. Без проб дело, впрочем, не обошлось, но Науменко пробовалась не с Мягковым, а с Олегом Далем, который был одним из кандидатов на роль Жени Лукашина. Именно Даль, как вспоминала актриса, помог ей найти нужную для её героини интонацию, что едва не вышло ей боком, когда пришлось сниматься с Лукашиным-Мягковым. Впрочем, это длилось недолго — у Науменко было всего три съемочных дня, а со своим партнером за пределами площадки она и не общалась. Но сумела поссориться с режиссером.
Случилось это во время съемки сцены, когда Лукашин и Галя стоят перед зеркалом — он предлагает ей стать его женой и дает ключ от своей квартиры. На актрисе была большая пушистая шапка, которая почти закрывала глаза, а Рязанов был недоволен — ему казалось, что она не выдает «побольше любви». Промолчать Науменко не смогла, ответила резковато, и, возможно, именно поэтому Рязанов не стал приглашать её в свои следующие фильмы.
Успех «Иронии судьбы», конечно, компенсировал все неудобства. Главные награды, правда, достались другим — Госпремию, например, получили Рязанов, соавтор сценария Эмиль Брагинский, оператор Владимир Нахабцев, композитор Микаэл Таривердиев и лишь двое актеров — Мягков и Брыльска. Ну а Науменко досталась народная любовь, густо замешанная на сочувствии к её героине, которую в Новый год бросил жених. Её и сейчас лучше всего помнят именно как Галю из «Иронии», но её это не расстраивает — хотя в её активе почти 80 сыгранных ролей в фильмах и сериалах. Впрочем, главных героев она почти и не играла, списывая это на тот самый театр, в котором служила.
«Большим минусом было то, что люди, которые приглашали артистов в кино, в Театр Гоголя, как правило, не ходили», — говорила она.
Скандалов в её жизни вообще не случалось — ни из-за ролей в театре, ни из-за работы в кино. Она и почетные звания получала словно по графику, в положенный срок — в 1985-м стала заслуженной, а в 2005-м — народной артисткой России.
У Науменко есть несколько принципов, по которым она соглашается или не соглашается на те роли, которые ей сейчас предлагают. Например, Науменко отказывается, если предлагают «что-то совершенно неприличное», не будет играть, если её героиня должна умереть или просто лежать в гробу — в одном из сериалов режиссер это учел. И запрещает использовать в кадре свои фотографии с черными лентами: «Пишите на дощечке имя персонажа». Впрочем, она имеет на это право.