115 лет назад родился Игорь Моисеев. Человек-легенда. Революционер в искусстве танца, при жизни признанный гением.
«Я не уверен, что ансамбль после меня продержится, — признался хореограф незадолго до ухода. — История такого коллектива, как наш, измеряется жизнью того человека, который его создал, нашел новое направление. По наследству это не передается. Раньше народным танцем занималась только самодеятельность, а мы из него сделали искусство в полном смысле академическое».
За 70 лет бессменного руководства созданным им ансамблем балетмейстер поставил три сотни танцевальных номеров. Коллектив побывал в 60 странах, во многих — по 10 раз и больше. «Мы не гастролировали только в Антарктиде», — шутил худрук. Кажется, в его жизни и творчестве вообще были сплошные рекорды (количество наград просто не поддается счету). Еще при жизни гения все понимали, что другого такого нет. И, скорее всего, не будет.
АиФ.ru вспоминает самые интересные факты из жизни величайшего хореографа.
С первой зарплаты купил чайник
Заниматься балетом Игорь Моисеев начал… случайно. Только в 14 лет. Причиной, согласно семейной легенде, стала… уличная драка, в которой был замешан подросток. Юрист из дворянской семьи, выпускник философского факультета Гейдельбергского университета Александр Моисеев и модистка (полуфранцуженка-полурумынка) Анна Грэн не могли представить себе, чтобы их единственный сын тратил время понапрасну. Они мечтали о другом будущем для него. Однако педагог-хореограф обнаружила у мальчика необыкновенные данные…
Спустя четыре года, окончив хореографический техникум, Моисеев поступил в балетную труппу Большого театра. В кордебалет. На низшую ставку. С первой зарплаты (20 рублей) Игорь купил в магазине «Мюр и Мерелиз» рядом с театром чайник. Семья жила бедно: чтобы вскипятить воду, дырявую посудину приходилось каждый раз чинить с помощью оконной замазки…
В 24 года танцовщик стал балетмейстером Большого театра. По тем временам — неслыханная «дерзость». Считалось, что делать постановки дозволено только танцовщикам, которые уже не могут выходить на сцену.
В 1937-м Игорь, которому только исполнился 31 год, основал Государственный ансамбль народного танца (ГАНТ). Правда, не от хорошей жизни. Существование в Большом было проблематичным: ему и танцевать не давали, и уволить пытались… Подумав, артист предложил Комитету по делам искусств создать ансамбль народного танца, заверив, что все оргмоменты решит сам. Председатель Совнаркома Молотов наложил на письмо резолюцию: «Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать».
Шахматы спасли ему жизнь
Аналогов анасамблю нет в мире и сегодня. Это ведь не просто танцы. Но и драматургия, актерское искусство, живая симфоническая музыка. Словом, настоящий театр, представляющий фольклор не только народов России (а в прошлом — СССР), но и многих западных стран.
Интересно, что как дворянского сына Моисеева лишили военного билета: мол, недостоин защищать Родину. А без этого документа человек по тогдашним законам мог легко загреметь в места не столь отдаленные. Танцы бы точно не спасли. А вот шахматы помогли. Говорят, играл танцовщик в любую свободную минуту. Был у него постоянный партнер и в Большом театре. На счастье, он заведовал военным столом и посоветовал Игорю написать заявление об утере билета, после чего выправил новый документ. И буквально спас жизнь Моисееву, который еще много лет раскладывал перед собой черно-белую доску, говоря, что шахматы помогают разрядиться. «Играя, я отключаюсь, экономлю нервные клетки».
В 1940-е труппа гастролировала по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии. А заработанные 1,5 млн рублей отправила на строительство танка «ГАНТ СССР» для армии, воюющей с фашистами.
Когда в 1946 году коллектив впервые отправился на гастроли в Восточную Европу, поляки, венгры, чехи, словаки, болгары были поражены точностью передачи танцев. К постановкам Моисеев относился едва ли не с научной скрупулезностью: пытал исследователей, просиживал за пособиями в библиотеке…
Именно «моисеевцы» первыми из «танцоров» попали в 1955 году в Париж, Лондон, а чуть позже — и за океан. После дебютного выступления в США одна тамошняя газета написала: «Артисты — несомненно, работники КГБ, натренированные на то, чтобы иметь такой успех». Другая парировала: «Если у них чекисты так танцуют, то как должны танцевать настоящие артисты?..»
«Паризьен» же просто восхищалась: «Если концерты моисеевского балета не заставляют вас аплодировать, неистовствовать, топать ногами от удовольствия, значит, вы не совсем нормальны».
65 лет прошло, и в этом смысле ничего не изменилось. Когда видишь ансамбль Моисеева вживую, захватывает дух. Артисты буквально парят над сценой.
18 раз отказывался вступать в партию
Иосиф Сталин любил ансамбль и лично распорядился подобрать для «моисеевцев» помещение для репетиционной базы (на одном из кремлевских приемов худрук обмолвился, что репетировать приходится на лестничной площадке). Так ГАНТ получил дом над строящейся станцией метро «Маяковская», позже ставший Концертным залом им. Чайковского.
Лаврентий Берия поручал Игорю Александровичу подготовку физкультурных парадов на Красной площади. И неизменно был доволен результатом.
18 раз за долгую жизнь хореографу предлагали вступить в ряды КПСС, причем очень настойчиво: готовы были «тут же» выдать партбилет. Он все время отказывался, упирая на то, что политически не готов и вообще верит в Бога…
Моисеев был уникальным во всем. В его квартире в Доме на набережной было больше 5000 книг по искусству. До последнего он старался читать по 100 страниц в день. Регулярно делал разработанную им самим гимнастику.
В 95 лет еще показывал сложнейшие па танцовщикам, которые пытались заверить мэтра, что «выполнить это невозможно». Никогда не пил, не курил. Хорошо плавал. Мог есть всё, правда, не позже 18 часов. При этом неизменно вспоминал Конфуция: «Все хорошо в меру». И даже в конце жизни признавался: «Такое ощущение, что еще не все сделано…»
Он играл на бильярде с Маяковским. Не раз лично встречался со Сталиным. Дружил с Ираклием Андрониковым...
Восторженная Марлен Дитрих после выступления ансамбля в Нью-Йорке попросила разрешения поцеловать советскому хореографу руку. А Морис Бежар признавался, что не стал бы Бежаром, если бы не Моисеев.
В 2007-м, не дожив двух с половиной месяцев до 102-летия, хореограф ушел в другой мир. Его гастроль длиною в жизнь закончилась. Но ансамбль, к счастью, жив.
Два январских дня — 21-е и 22-е — коллектив посвятит своему основателю. Несмотря на пандемию, поклонники ансамбля Моисеева смогут насладиться танцевальным творчеством в Концертном зале им. Чайковского. В программе русский танец «Лето» и вьетнамский — с бамбуком, «Сиртаки» и «Гаучо», искусство Мексики и Испании… И, конечно, фрагмент флотской сюиты «День на корабле» — легендарное «Яблочко». Без него творчество «моисеевцев» и представить уже невозможно.