Светлана Светличная могла сыграть жену Штирлица, но прославилась благодаря роли женщины с «низкой социальной ответственностью» в «Бриллиантовой руке». 15 мая артистка отмечает 80-летие.
Роль прибавила ей лет
Светличная родилась в городе Ленинакан Армянской ССР в семье военного. В кино Светличная заявила о себе сразу. Ещё не закончив ВГИК, Светлана сыграла у Татьяны Лиозновой главную роль в кинодраме 1963 года «Им покоряется небо» Нину Колчину — жену летчика-испытателя Алексея Колчина (эту роль исполнил Николай Рыбников). Светлана Афанасьевна и по сей день благодарит в своих интервью Лиознову за то, что та поверила в неё, совсем ещё «девчонку», и дала возможность воплотить на экране такую сложную женскую судьбу: «До меня ведь многие актрисы пробовались, но режиссер почему-то на мне выбор остановила», — говорит она.
Как вспоминала Светличная, её для роли Нины «старили», а Рыбникова, наоборот, «омолаживали». В итоге получилась красивая пара. По этой картине Светлана защищала диплом во ВГИКе, и её мастер Михаил Ромм поставил оценку «отлично». По признанию Светличной, роль Нины ей «помогла самоутвердиться в профессии», хотя и далась ой как непросто, буквально перевернув всю душу: «Чтобы сыграть героиню после того, как она потеряла мужа, я неделю отказывала себе в обеде и ужине, лишь утром бутерброд с чаем. Так голодала целую неделю. Похудела на шесть килограммов».
Также для погружения в роль Светличная летала в настоящем реактивном самолетё — причем «убитом». Дело в том, что Лиознова хотела максимальной достоверности в кадре, поэтому потребовала, чтобы в фильме «снимался» настоящий МиГ-9 1946 года, который уже давно был снят с производства. Самолет искали в Китае, куда СССР в свое время отправлял МиГи. А потом вдруг летательный агрегат был найден совсем рядом, в подмосковном Монино. Состояние его было плачевным. Когда после ремонта МиГ-9 взял разгон на взлетной полосе, съемочная группа затаила дыхание от волнения. Самолёт взлетел на небольшую высоту и сразу сел. «Все на площадке были счастливы, будто мы ракету в космос запустили, — рассказывала в одном из интервью Светличная. — Между прочим, поднимая эту рухлядь в воздух, летчик-испытатель Игорь Кравцов рисковал ничуть не меньше, чем его коллеги при создании самолета. Увы, впоследствии, говорят, Кравцов тоже погиб во время испытаний».
После выхода в прокат картина «Им покоряется небо» была удостоена ряда международных призов. Но «лучшей рецензией своей жизни» Светличная считает слова вдовы летчика-испытателя: «Как могла такая юная девочка точно передать состояние, которое испытала я сама, когда муж не вернулся с аэродрома?»
Любовь со Штирлицем
Второй ролью, которую сыграла у Лиозновой Светличная, стала Габи Набель в «Семнадцати мгновениях весны» — стенографистка, квартирантка в доме фрау Заурих, работавшая за столиком в кафе «Элефант». Кстати, обеих этих героинь нет в романе Юлиана Семёнова. Став «мамой Штирлица», режиссёр захотела добавить образу разведчика «человечинки» и придумала двух женщин. Первой была пожилая немка фрау Заурих, с которой господин Бользен (Штирлиц) ведет философские беседы и играет в шахматы. Второй — молодая красавица Габи, явно влюбленная в главного героя. По оценке Лиозновой, сцена их медленного танца получилась «исключительной». Нет ни слова о чувствах, ни поцелуя, но происходящее — в рамках фильма «Семнадцать мгновениях весны», конечно же! — можно назвать едва ли не любовной сценой. Полные обожания глаза женщины, лёгкая улыбка мужчины, явно симпатизирующего своей партнерше по танцу, но вынужденного сдерживать себя...
Медленный танец Штирлица-Бользена с Габи получился действительно настолько «человечным», что Лиознова впоследствии стала ждать ударов именно по этой сцене: «Кто-то мог заявить, что Штирлиц вообще голубой или импотент. Я очень этого боялась». Она даже придумала ещё одну сцену, как Исаев спит на поляне, а Габи собирает цветы, а дальше он во сне по-русски говорит: «Мама». Но от этой ветви сюжета Татьяна Михайловна сама же и отказалась, чуть-чуть подумав: побоялась «уйти в дебри».
Как говорит в своих интервью Светличная, она предлагала режиссёру себя на две роли — Габи и жены Штирлица, но сыграла бы её с другой прической и макияжем. По её задумке, у обеих женщин должен был быть один типаж. Таким образом, становилось бы понятно, почему полковник Исаев положил глаз на немецкую стенографистку. «Идея Лиозновой понравилась, но я её поздно озвучила — на эту роль уже была утверждена Элеонора Шашкова. А если бы воплотили мою идею — получилось бы очень интересно».
В интервью «АиФ» Светлана Афанасьевна сказала, что своему мужу актёру Владимиру Ивашову она призналась: «Знаешь, чтобы хорошо сыграть Габи в „Семнадцати мгновениях весны“, мне надо влюбиться в Славу Тихонова». Кстати, муж меня в роли Габи очень любил и относился к профессии с пониманием, разделял кино и реальную жизнь». И всё же надо сказать, что однажды, приехав со съёмок, актриса узнала, что муж оформил с ней развод без её ведома — Ивашов устал терпеть её влюбленности. Это шокировало Светлану Афанасьевну, и она разом изменила свой стиль поведения, умолив мужа не уходить от неё и уговорив обвенчаться.
«Теперь все мужики твои!»
Но вернемся к кино. В каких бы картинах и у каких бы режиссёров Светличная ни снималась — в фильмографии актрисы более 40 работ у Ростоцкого, Хуциева, Данелии, Говорухина и др., — для зрителя она в первую очередь ослепительная блондинка Анна Сергеевна из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».
Надо сказать, роль досталась Светличной по счастливому совпадению. Анну Сергеевну, соблазняющую героя Юрия Никулина в номере гостиницы «Атлантика», должна была играть Клара Лучко — в интернете, кстати, есть её пробы. Но после долгих раздумий Лучко сочла подобную киноработу несерьезной. Следующей режиссёр утвердил на эту роль Наталью Кустинскую, но она отказалась от съемок ради роли Женечки Земляникиной — младшего сержанта-связистки в картине «Женя, Женечка и „катюша“». Там её привлекал и сюжет, и партнерство с Олегом Далем. Однако, сняв несколько сцен, режиссёр Владимир Мотыль отстранил Кустинскую от роли, о чем рассказывал потом в интервью: «Она хорошая актриса... в опереточно-водевильном плане. Но она была бесконечно далека от задуманной мною фронтовички. Отсняв всю летнюю натуру, я категорически заявил: „Или я убираю Кустинскую, или не снимаю картину“». Артистка осталась в картине только на общих планах. Впоследствии Кустинская во всех своих беседах с журналистами рассказывала, что роковую красотку в легендарной ленте «Бриллиантовая рука» должна была играть именно она.
Как бы то ни было, после отказа Кустинской Гайдай провёл пробы для трех актрис на роль — Светличной, популярной в то время эстонской актрисы Эвы Киви и Лилии Юдиной, звезды Малого театра, известной телезрителю по ролям Панночки в фильме «Майская ночь, или Утопленница» Александра Роу.
Светличная рассказывала в интервью, что для проб на неё надели яркую блузку и белые брюки, прикрепили шиньон. В павильоне её ожидали Леонид Гайдай, Андрей Миронов и Анатолий Папанов. «Вот тут у меня коленки и затряслись, — признавалась артистка потом. — Но я взяла себя в руки — не вздумай опростоволоситься, Светка! Всё получилось — и „хаза“, и „ксива“». Единственное, чего у неё не вышло — дать пощёчину Миронову. Гайдаю это не понравилось. И тем не менее Леонид Иович сказал: «Ладно, годится». И уже на следующий день костюмеры Мосфильма снимали мерки для знаменитого халатика.
Легендарную сцену с обнажением Светличная вспоминает в интервью так: «Я очень боялась этих съемок, думала, что сейчас сбежится весь Мосфильм. Слух-то прошел, что я буду с голой спиной стоять, а в то время это была почти порнография». Добавило волнений и то, что для постановки танца в номере Гайдай пригласил двух известных танцоров, которые должны были поставить соблазнительные «па» Анны Сергеевны и проконтролировать всё на съемках. Но Светличная сказала Юрию Никулину, который очень поддерживал её на съемках, что придумает и станцует всё сама, лишь бы было поменьше народу вокруг... Никулин долго уговаривал режиссёра, чтобы с площадки во время стриптиз-сцены ушли все, кроме тех, кто непосредственно осуществляет съемку.
Раздраженный Гайдай, устав бороться с Никулиным, согласился. Нонна Мордюкова, увидев потом отснятый материал, сказала: «Ну, Светка, теперь все мужики твои!»
Надо сказать, что сцену, которая сделала Светличную мечтой всех советских мужчин, едва не вырезали. В интервью «АиФ» жена Гайдая Нина Гребешкова и исполнительница роли жены Горбункова говорила: «Из Лёниных картин часто вырезали интересные куски. Поэтому в финале „Бриллиантовой руки“ он „приклеил“ атомный взрыв... Когда люди из приемной комиссии смотрели фильм, они записывали: бутылки в кадре — нельзя, пьяных не надо, проститутку (помните, „русо туристо облико морале“) — вырезать, а Светличная, которая раздевается, — это вообще караул. Так не может вести себя советская женщина. У нас в стране нет продажных девок. Кончилась картина — и вдруг... атомный взрыв. Романов, который главным был в Госкино, говорит: „А это что такое?“ — „Всё предыдущее было сказкой, это пародия. А это — жизнь. Американцы в Хиросиме. Такова наша современность“. — „Но это ни с чем не вяжется“. — „Это принципиально!“» — стоял на своём муж.
Леонид Иович приходит домой, рассказывает мне всё. Я в шоке: „Лёнь, зачем ты приклеил атомный взрыв? На черта он тебе?“ — „А он мне не нужен. Пусть они подумают: зачем он приклеил взрыв?“ На следующий день директор картины Ашкенази приезжает: „Они разрешили оставить в кадре бутылки. Но отрежьте взрыв“. — „Нет, взрыв показывает мою гражданскую позицию“. Следующий день: „Леонид Иович, разрешили оставить одну проститутку — иностранную. Уберите только нашу. Нельзя портить образ советских женщин. И взрыв вырежьте“. — „Нет!“»
Через пару дней таких «переговоров» режиссёра с цензорами-чиновниками Гайдай послал директора фильма в Госкино с новостью: «Скажите, что я скрепя сердце согласился отрезать взрыв». Оказалось, что это была Лёнина хитрость.
К сожалению, после выхода на экраны знаменитой картины режиссёры особо не звали Светличную на главные роли — слишком уж запоминающимся вышел образ в «Бриллиантовой руке», а фразу «Не виноватая я!» не цитировал разве что ленивый. Это, безусловно, огорчало актрису. Но не мешало наслаждаться своим новым образом. По признанию Светланы Светличной, после выхода «Бриллиантовой руки» у неё «снесло крышу» — где бы она ни появлялась на публике, тут же начинала «играть» Анну Сергеевну. Впрочем, и сегодня, стоит актрисе появиться в её любимом мини и шляпе с широкими полями, становится ясно: Светлана Афанасьевна — роковая женщина и по сей день.