Латышская актриса, а по совместительству все еще народная артистка России Чулпан Хаматова поведала о том, на каких условиях согласилась бы вернуться в Россию.
Особые требования
«Если я смогу говорить то, что я чувствую, и за это не последует никаких наказаний, — объявила Хаматова, — у меня будут какие-то способы выражения своего недовольства или противостояния, из-за которых я не попаду в тюрьму, на меня не будет заведено никакое уголовное дело».
В высказывании госпожи Хаматовой сразу проявляется характерное для самопровозглашенной отечественной «элиты» качество — требование для себя неких особенных условий.
То бишь закон в государстве существует для всех, но некоторые под него не подпадают. Подобные настроения у отечественной богемы проявляются не только тогда, когда дело касается политики, — достаточно вспомнить, как многие российские творцы были поражены тем, что спровоцировавший в нетрезвом состоянии аварию со смертельным исходом заслуженный артист России Михаил Ефремов действительно должен отбывать срок в колонии за содеянное.
Вот и госпожа Хаматова сегодня полагает, что Россия должна сделать нечто, чтобы она, так уж и быть, вернулась на родину.
Тут, правда, сразу возникает вопрос: а если те, кому не нравятся взгляды Хаматовой и ее недовольство, тоже потребуют, чтобы их действия по выражению негодования были выведены из-под действия статей Уголовного кодекса? Вообще-то наличие закона как раз и предполагает недопущение подобных эксцессов.
Пионер звания и гнев Маяковского
Но в истории с высказыванием Хаматовой интересно другое — она искренне верит, что здесь, в России, культуре без нее крайне тяжело.
И тут самое время поговорить об историческом опыте.
В 1918 году большевистский нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил о решении Совнаркома присвоить Федору Шаляпину звание народного артиста.
Произошло это еще до того, как звание окончательно оформилось в государственной иерархии. То есть фактически само понятие возникло благодаря уважению большевиков к Шаляпину.
В 1922 году знаменитый певец уехал на долгие гастроли за границу, и вскоре стало ясно, что назад он особенно не рвется.
В 1926 году не выдержал другой отечественный гений Владимир Маяковский, который выдал:
«Вернись теперь такой артист
назад на русские рублики —
я первый крикну: — Обратно катись,
народный артист Республики!»
В 1927 году конфликт окончательно оформился — Шаляпина обвинили в оказании финансовой помощи белоэмигрантам, после чего решение о присвоении звания аннулировали.
Трагедия и фарс
Шаляпин так и умер за границей, еще до начала Второй мировой войны, что спасло его от более сурового политического выбора.
В 1984 году, то есть еще до перестройки, певца перезахоронили в Москве. А под развал СССР, в 1991 году, вернули звание «народный артист».
Истории Шаляпина и Хаматовой — это яркий пример трагедии и фарса. Певец на самом деле в яростные враги советской власти не записывался, и помоями Родину не поливал, хотя его об этом в эмиграции и настоятельно просили.
При этом в мировой востребованности Шаляпина никаких сомнений не было, по задворкам он не бегал.
Но, с другой стороны, отечественная культура после отъезда Шаляпина тоже не замерла. В том числе и музыкальная.
У России есть характерная особенность — каким бы гением ни был творец, от своего отъезда он всегда теряет больше, чем Родина, которую он покинул. Потому что парадоксальным образом при незаменимости гениального творца в России неизменно появляется другой, не похожий на уехавшего, но одаренный не менее.
В историческом плане расставание России и Шаляпина оказалось просто размолвкой. В том числе и потому, что никто не пытался расширить пропасть словами и делами.
Какая эпоха, такие и звезды
В отличие от Шаляпина, Чулпан Хаматова за рубежом востребована крайне скромно. Да и там, где спрос на Хаматову еще есть, она занята в продуктах, так или иначе пинающих покинутую Отчизну.
И это как раз то, что резко отличает, помимо наличия таланта, Федора Шаляпина от Чулпан Хаматовой.
Госпожа Хаматова — продукт тяжелой культурной эпохи распада, когда звезд ковали из того, что было под рукой. Шаляпину и не снилось то количество российских наград, какие есть у актрисы, — в его времена так поощрять артистов было не принято.
Зато существовал критический взгляд на себя, который сегодня у большинства отечественных творцов отсутствует напрочь.
В отличие от Шаляпина, для того чтобы заменить Чулпан Хаматову, земле русской даже напрягаться не надо.
Так что выставлять условия и требования — это забавно.
Чтобы тебя послал подальше Маяковский, надо быть Шаляпиным. А Хаматову послать может кто угодно.
Так оно, собственно, и происходит.