В возрасте 80 лет скончался итальянский певец, композитор и автор песен Тото Кутуньо. Как сообщает агентство Ansa, он скончался в миланской больнице Сан-Раффаэле, куда был госпитализирован после ухудшения состояния.
В 2007 году у Кутуньо был диагностирован рак простаты; он перенес операцию и прошел курс химиотерапии. Как рассказал агентству его менеджер Данило Манкузо, певец продолжал бороться с раком всё это время, но в последние месяцы ему «стало хуже».
Тото Кутуньо (настоящее имя Сальваторе, Salvatore Cutugno) родился 7 июля 1943 года в Тоскане; вскоре его семья переехала в прибрежный город Специя в Лигурии. Музыкой он увлекался с детства, ещё в школе становился победител различных конкурсов и играл в местных музыкальных группах — причем в качестве барабанщика, хотя владел и другими инструментами. В 1965-м Кутуньо организовал собственную группу Toto ei Tati; с этой группой он впервые смог поработать на студии (коллектив записал 4 пластинки) и принять участие в музыкальном конкурсе.
В начале 1970-х Кутуньо формирует новую группу — Albatros, в которой не только играет на ударных, но и поет; также он начинает сотрудничать с автором текстов к песням Albatros. В 1976-м Albatros участвуют в фестивале в Сан-Ремо, где занимают третье место — но их песня Volo AZ504 становится национальным хитом. В это же время на мелодии Кутуньо обращают внимание зарубежные исполнители. С ним сотрудничают Джо Дассен (песни «Et si tu n’existais pas» и «L’Été indien»), Мирей Матьё (её хит Ciao, bambino, sorry), Кутуньо становится автором песен для Адриано Челентано (Soli), Далиды и других звезд того времени.
Вскоре группа распадается, а Кутуньо начинает сольную карьеру. Поначалу неудачную; его больше знают именно как композитора. Но уже в 1980-м он выступает в Сан-Ремо с песней Solo noi — и занимает второе место, хотя сама композиция снова становится хитом. Впрочем, в Сан-Ремо Кутуньо не везло — даже в 1983-м со своей знаменитой песней L'italiano он занял лишь пятое место; жюри не оценило потенциал композиции — хотя в народном голосовании она была безусловным лидером.
Но после L'italiano Тото Кутуньо уже был звездой — и не только в родной Италии, но и по всей Европе. Вскоре его узнали и в СССР, где он стал чуть ли не главным лицом «итальянского нашествия» середины восьмидесятых. Любовь советских зрителей к Кутуньо, кстати, пережила распад страны и сохранилась на десятилетия — а он понимал, за что его любят, и с удовольствием принимал участие в различных «Дискотеках 80-х» или «Легендах Ретро FM».
Но и безусловные достижения у него тоже были. В 1990-м Кутуньо стал победителем конкурса «Евровидение» — и на следующий год был ведущим этого шоу в Риме вместе с ещё одной итальянской победительницей, Джильолой Чинкветти, одержавшей победу в 1964 году.
В принципе, есть ощущение, что Тото Кутуньо был за пределами любых проявлений музыкальной моды. Он и в 90-е, и в нулевые, и в десятые годы уже 21-го века делал тоже самое, что и на заре своей карьеры в начале 70-х — писал песни, исполнял их, ездил с концертами по различным странам, сотрудничал со своими коллегами и дарил им новые хиты. В 2013-м он «дожал» и Сан-Ремо — там ему вручили премию за выдающиеся достижения в области музыки.
Конечно, многолетняя болезнь давала знать о себе — Кутуньо не мог работать в прежнем стиле, но, как и раньше, собирал огромные площадки, радуя своих поклонников старыми хитами и новыми работами. И оставался всё тем же итальянцем — настоящим, каким он представлялся в песне L'italiano: «Sono un italiano. Un italiano vero».