Заслуженный артист РФ, заслуженный артист Украинской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола Владимир Конкин 19 августа отмечает своё 70-летие. По признанию актёра, ему надоели бесконечные расспросы про Шарапова в «Место встречи изменить нельзя». И поговорить с «АиФ» ему хотелось о других вехах его актерской биографии.
Ольга Шаблинская, АиФ.ru: Владимир Алексеевич, Василий Лановой гордился своей ролью Павла Корчагина. А вы после выхода в свет в 1975 году «Как закалялась сталь» сказали, что эта историко-революционная драма едва не сломала вам актёрскую карьеру.
Владимир Конкин: Сам фильм я очень люблю и съемки в 1973 году на студии Довженко вспоминаю с большим теплом — всё-таки Мащенко был великий мастер. Один его «Овод» с Харитоновым, Бондарчуком и Вертинской чего стоит!
Но после выхода картины про Корчагина на меня мгновенно было поставлено клеймо «идеология». Меня только в таком качестве и видели. Но я хорошо понимал: ещё пара подобных ролей, и всё, это выход в тираж. Такое у нас случается сплошь и рядом: тебя используют в каком-то одном амплуа и потом выбрасывают. Другие твои актерские способности уже никто не хочет замечать и исследовать. Потому что кино — это дело рискованное. И далеко не всякий режиссер хочет рисковать, приглашая на роль актёра с неподходящим, на его взгляд, амплуа. Мол, если ты сыграл сегодня Ленина, то завтра играть Труффальдино уже не имеешь права. А ведь я в театральном училище играл Шмагу в «Без вины виноватых» — представляете, какая буффонная роль. Или Гаврилу в «Горячем сердце» по Островскому. Моим дипломным спектаклем вообще был водевиль «Когда цветет акация», я там пел, танцевал. Борьку Прищепку играл, студента такого веселого, очень подвижного, с волосами ниже плеч, эдакий современный Ромео.
После «Как закалялась сталь» едва ли не каждая советская киностудия прислала мне сценарий про какого-то там комиссара, борца за светлое будущее. Ни на один я не согласился. После всех моих отказов пошла молва: «Конкин забронзовел, звездой себя теперь считает». Хотя это было не про меня. Я себя звездой никогда не называл и не считал. В отличие от современных «звезд», когда глупость пародирует еще большую глупость, и за этой мишурой — главное, мишуры побольше — нет ничего подлинного.
— Вы так эмоционально пересказываете эту сказку...
— Просто я себя чувствую тем самым студентом Ансельмом, который говорит правду. Но меня никто не слышит. Андерсен, Гофман и другие гениальные просветители ума и укрепления сердечной мышцы давно уже всё сказали. Но эти произведения написаны даже не вчера, а позавчера. А что останется от сегодняшних деятелей культуры?
Возвращаясь к той роли Корчагина... Когда у меня «Как закалялась сталь» получилась такой бомбой, я сразу забрал документы у директора харьковского театра, где играл: меня Завадский пригласил в Театр Моссовета. Но театр этот меня очень сильно подвел, потому что ни обещанной квартиры, почему я, собственно, и клюнул на их предложение, мне не дали. Но, главное, что роль Раскольникова — тоже обещанную — я так и не сыграл. И месяцев через восемь я уехал в Киев, потому что там мне дали двухкомнатную квартиру. Пять лет я проработал в штате Театра киноактера в Киеве, снимался на студии Довженко.
Я, кстати, очень люблю фильм «Марина», считаю его незаслуженно незамеченным. Потом Леонид Быков сделал мне предложение. Он, кстати, еще во время съемок «Как закалялась сталь» говорил: «Володь, ты комедийный артист». Я удивлялся каждый раз: «Как же вы это почувствовали, Леонид Федорович? Ведь роман Николая Островского — такой серьезный материал». Он говорит: «Ну, у каждого свои секреты».
И еще несколько слов о Павке Корчагине, с которого мы начали разговор... Режиссёр фильма «Как закалялась сталь» Николай Павлович Мащенко, царство ему небесное, умер в 2013 году. И ни одна личность из Киева не позвонила мне в Москву, чтобы сообщить, что мой первый режиссер ушел из жизни. Я узнал об этом из российской «Литературной газеты». Никто не сообщил, не посчитали нужным. Нонсенс. Я не смог даже попрощаться. Раньше люди всё-таки были человечнее...