Своё 20-летие главная ностальгическая радиостанция страны — «Ретро FM» — решила отметить ярко. Вместо того, чтобы принимать подарки, она сделала подарок своим слушателям. В специальной эфирной игре было разыграно 20 путёвок на двоих. Победители отправились в «Круиз Ретро FM» в компании с любимыми артистами — Наталией Гулькиной, Владом Сташевским, группой «Комбинация» и др. Во время путешествия aif.ru поговорил с Наталией Гулькиной о том, куда может завести любовь к авантюрам и почему не все в шоу-бизнесе могут жить дружно.
Вот такая она, народная любовь
Юлия Шигарева, aif.ru: Наталия, вы, оказывается, по первому образованию электромонтёр! Вы сами во время концерта секрет раскрыли!
Наталия Гулькина: Да (смеётся). Электромонтер станционного оборудования! Окончила училище связи — оно на Таганке было. Очень хорошее. Я только с годами, к сожалению, поняла, что детей надо как можно раньше начинать учить математике. Потому что на ней вся жизнь строится. Я же с математикой всегда была «на вы». И вот в конце 8 класса ко мне подходит классный руководитель и говорит: «Наташ, ты у нас гуманитарий, 9-10-й класс не потянешь. Так что подумай, куда тебе пойти». Мамина сестра посоветовала пойти в училище связи. Белый халатик, чистота, тяжести таскать не надо — прекрасные условия для женщины. Но, видите, как в жизни всё взаимосвязано: если бы я не закончила то училище, не устроилась бы работать на телефонную станцию, где я познакомилась с Николаем Гулькиным. Став его женой, я переехала к нему и пошла заниматься в музыкальный центр, который был поблизости от его дома. Там я познакомилась с Андреем Литягиным. И появился «Мираж».
— Когда вас позвали в «Мираж», понимали, что эта история окажется долгоиграющей? Или это воспринималось скорее как авантюра?
— Когда я заявила, что увольняюсь со своего телефонного узла и отправляюсь на гастроли, родители сочли это чистой воды авантюрой. Мама и бабушка в один голос говорили: «Одумайся! Что ты делаешь? Работаешь в самом центре Москвы, зарплата стабильная. А тут неизвестно, что будет. Ну, съездишь на гастроли пару раз, а потом тебя выгонят». Мне же хотелось, чтобы они мной гордились. И ещё — мечту реализовать. Я же с детства мечтала быть певицей. И я рискнула. Хотя их испуг частично и мне передался.
— Когда стадионы стали собирать, испуг прошёл?
— Как говорится, ничто человеческое мне не чуждо. И звездная болезнь меня не пропустила тогда. Помните, я про свою зарплату на телефонном узле говорила? 80 рублей в месяц. А тут мы за концерт 25 получали. Сперва концертов было 10, потом — 20, 30. И — мама дорогая — я начала зарабатывать сумасшедшие деньги! Да и как не заболеть звездной болезнью, если поклонники буквально рвут на тебе одежду? Как-то мы работали стадион, гримёрка наша располагалась под трибуной. Я сбежала со сцены вниз, в коридор, надеясь проскользнуть незамеченной. А там — толпа. Народ сомкнулся и руки ко мне тянет. А я — в гипюровом платье, на голове — накладной хвост (я его тогда из Китая привезла, в Москве это редкость была). Те, кто поближе ко мне оказался, от платья куски рвет, за волосы меня тянет. А у меня в голове одна мысль: сейчас они мне хвост оторвут — на кого я похожа буду? (смеется) В общем, отделалась я несколькими вырванными прядями.
Каких только ситуаций не было! И брандсбойтом толпу на концерте разбивали — публика ломилась к сцене и пыталась нас за ноги ухватить. Милиция ничего сделать не может. Вызвали пожарные машины. Я смотрю, как передние ряды водой назад откидывает, и думаю: какой ужас! А концерт-то продолжать надо. Слава богу, все подуспокоились, а так как дело летом происходило, то еще и высохли быстро. Вот такая она бывает, народная любовь!
— И как после таких эксцессов снова на сцену выходить?
— Как-как? Шли — и всё! Как-то на концерте в Петербурге во Дворце спорта во время выступления Ирины Аллегровой с трибун кто-то бросил в ее сторону большой металлический шар. Она тут же перестала петь, сказала: спасибо, мое выступление закончилось. И ушла. Я тогда подумала: какая сильная женщина! Я бы так не смогла. Наверное, если бы этот шар мне в лоб прилетел, все равно продолжила бы петь.
— Сейчас публика себя по-другому ведет?
— Конечно! Всегда удивляюсь, из какого количества городов люди на концерты ко мне приезжают. Как-то разговорились с поклонниками. Они объясняют: мы все из разных мест, но у нас есть фан-клубы, в чатах списываемся, на каком концерте собираемся, и прилетаем. Получается, что эта музыка действительно связала, объединила людей.
А вся спесь и звездная болезнь с меня слетели, когда после ухода из «Миража» мне пришлось начинать все заново.
«А мы живучие!»
— В эфире «Ретро FM» звучат песни, которые не теряют популярности уже по 30-40 лет. Аудитория у радио многомиллионная. И хиты эти людям не надоедают. В чем секрет этих песен?
— Я сама все время задаю себе этот вопрос. Понятно, что одно поколение сменяет другое, и музыка вместе с этим поколением начинает уходить, забываться. Но наша музыка будет звучать до тех пор, пока не уйдет последний человек из поколения рожденных в СССР. А мы живучие! (смеется)
В чем секрет этих песен? Они добрые, они светлые, очень мелодичные. Возьмите Юрия Антонова — он ведь не из моего поколения, но мы ж все его песни наизусть знаем. Слышу ее по радио — и ловлю себя на том, что подпеваю ей. Вот и с песнями нашего времени — дай бог, чтобы молодежь тоже им подпевала.
— Раз уж мы про то время заговорили, не могу не вспомнить «Рождественские встречи», которые с конца 1980-х регулярно проводила Алла Пугачева. Для начинающих артистов выступление на них действительно становилось трамплином в карьере?
— Для тех, кто на эти «Встречи» попадал — конечно, это был трамплин. Но для меня было большой загадкой, по какому принципу Пугачёва туда участников отбирала. Видимо, по принципу «нравится — не нравится». Имела право — это же было её детище.
— Вам хотелось туда попасть?
— Конечно! И я удивлялась, почему меня не зовут, что я делаю не так? Вроде дорогу я ей не переходила, конфликтов у нас не было. А потом я стала слышать, что женщин она редко туда допускает, в основном приглашает артистов-мужчин. И это можно понять: если она видит, что эта артистка может ей составить конкуренцию, зачем её близко к себе подпускать?
— Про конкуренцию: на концерте вы сказали, что вам запрещено петь песни «Миража» — сразу последуют иски. Но ведь это же ваше общее прошлое — и Андрея Литягина, и Маргариты Суханкиной, и той же Татьяны Овсиенко. И популярность «Миража» была общей заслугой. Неужели добром нельзя было договориться?
— Меня этот вопрос волнует и будет волновать, наверное, до того момента, пока, надеюсь, справедливость все-таки не восторжествует. Давайте пролистаем страницы назад, в историю «Миража» — когда все только начиналось и я записала первые песни в альбоме «Звезды нас ждут сегодня». «Музыка нас связала» появилась уже в следующем альбоме. И стала культовой — как будто в «Мираже» больше никто ничего не пел. Люди готовы ее слушать весь концерт.
Выстрелили-то, по большому счету, именно те, первые песни. Когда я их записывала, ни о каких деньгах даже речь не велась. Во-первых, я ничего в этом не понимала, во-вторых, мне за счастье было, что меня вообще позвали. А дальше все это полетело по стране сотнями миллионов кассет. Все это продавалось и лилось в карманы продюсеров невероятным количеством денег. Но никто не спешил дать нам какой-то бонус. Из нас вообще личностей никто делать не собирался — ни из меня, ни из Светы Разиной, ни из Риты Суханкиной. Хотели просто взять красивых девушек, у которых, как говорится, все на месте — чтобы они на сцене смотрелись. И наложить наши голоса. Вот таким должен был быть «Мираж». А я всю картинку сломала, когда решила спеть эти песни лично в одном клубе. Ну, и закрутилось все. Пришлось им «Мираж» персонализировать, нас представлять как артисток с именами.
И да, я не понимаю, почему сейчас нельзя сесть за стол переговоров, обсудить, решить: ты это спела? Тогда имеешь право и дальше это исполнять. И не перестаю удивляться, почему авторские права существуют и работают, а исполнительских прав нет. Где справедливость?!
Одно я точно понимаю: я составляю очень сильную конкуренцию сегодняшнему «Миражу». Если сейчас начну петь эти песни, они будут сидеть без работы. Меня же на концертах зал просит спеть их. Публика не знает про то, что если я хоть строчку исполню, мне тут же прилетят миллионные иски — такое было уже. Но у каждого своя судьба, и каждый должен пройти свои испытания. Мне мой директор говорит: я поражаюсь, как ты смогла прожить в этом шоу-бизнесе и при этом остаться нормальным человеком.
Её маленький рай
— Вы не только и внешне, и душой сохранились — у Вас по-прежнему очень молодой голос. Каким образом удалось его сохранить? Ведь даже в морском круизе «Ретро FM» вы на открытой палубе пели живьем, без фонограммы, не жалея связок.
— Я ничего для этого специально не делаю. Может, голос сохранился потому, что я никогда в жизни не курила. Я ещё со школьной скамьи жила по принципу: если все вокруг что-то делают, значит, я этого точно делать не буду. Одноклассники и покуривали, и портвейн дружно попробовали. А я сказала: нет! Так у меня по жизни всё вразрез и идёт (смеётся).
Как голос сохраняю? Живу, люблю, честно работаю. Стараюсь видеть во всем хорошее. Даже когда какие-то вещи жуткие вокруг меня происходят. Мы же все в жизни встречаем людей, которые нас чему-то учат. Да, нам от этого не всегда приятно. Но это опыт!
А ещё ничего ни у кого не прошу — в том числе и званий. Хотя как можно на 15 тыс. пенсии прожить? А ведь заслуженная артистка, согласно указу Собянина, дополнительно 30 тыс. получает. Но для этого нужно подать огромное количество всяких бумажек в разные инстанции. Я несколько раз начинала, но до финала так и не дошла. Так что я рабочий пенсионер, потому что на 15 тыс. прожить нереально. А я еще и сердобольный человек. У меня дома живет 11 котов. И два больших аквариума с рыбами — я очень люблю природу (смеется). Это такой мой маленький рай.
— Ведущие на радио называют вас «наша Наташа»
— Я там действительно чувствую себя среди близких друзей. И музыка, которая там звучит, всегда дарит отличное настроение. Она добрая. Она рождает в душе ностальгические нотки — ты вспоминаешь свою юность и все то приятное, что было в твоей жизни. Я сама, когда у меня не очень хорошее настроение, включаю «Ретро FM» . И начинаю подпевать. И жизненный тонус возвращается!