Маленький человек с большой душой — такие роли всегда удавались Авангарду Леонтьеву лучше всего. Как правило, это были роли второго плана (а когда маленький человек оказывался не первом плане?), как в «Утомленных солнцем», «Сибирском цирюльнике» или «Смешных людях». Реже, в основном, в театре — первые. Как в «Шинели» в МХТ им. Чехова, где в роли Башмачкина он развернулся во всю свою актерскую мощь. 27 февраля артист отмечает 75-летие.
«Надо благодарить родителей!»
Ему в каком-то смысле с рождения была уготована роль второго плана. Вернее, даже не второго плана, а дублёра — его, рожденного уже в мирной жизни, в феврале 1947-го, родители назвали Авангардом в честь самого старшего из своих сыновей. Младший лейтенант Авангард Леонтьев погиб в 1943-м, в мясорубке Курской дуги. Гарик и видел-то его только на фотографиях. Но, видимо, наложенную на него ответственность — не посрамить имя героя — чувствовал с самого детства. Поэтому рос серьёзным, целеустремлённым. Выбрал цель — иди к ней. Желательно, в авангарде. Он выбрал — стать актером. И пошел — драмкружок, студия художественного слова, Школа-студия МХАТ, с первого же захода, что большая редкость. Потом — «Современник», самый передовой в те годы театр. МХАТ им. Чехова, где сперва играл время от времени и куда позже перешёл уже насовсем.
Глядя на Леонтьева — всегда бодрого, деятельного, спешащего, куда-то бегущего — никогда не скажешь, что ему 75. В нём будто есть какая-то батарейка. Сам артист говорил «АиФ»: «Это гены такие, надо благодарить моих родителей — всё это от них. А еще я согласен с утверждением, что нас делает наше окружение. Мне очень везло на людей, с которыми я встречался в жизни, которые оказывали на меня влияние. Как-то меня всегда прибивало к замечательным людям. Это же счастье, что прибило меня в школу-студию МХАТ. Поступил я туда с помощью, кстати. Народный артист СССР Дмитрий Николаевич Журавлев попросил Виктора Манюкова, профессора Школы-студии МХАТ, меня прослушать, проконсультировать. Виктор Карлович обратил на меня внимание и помог мне поступить. В общем, как-то мне везло на встречи с хорошими людьми.
Они всё время меня окружают, я все время среди блистательных артистов — это так интересно, есть, у кого учиться. Помню, как работал в театре „Современник“ — прекрасные партнёры, режиссёры, меня это очень увлекало. Поэтому, даже когда мне предлагал Лев Круглый, который эмигрировал во Францию в свое время с семьей, играть у него в театре во Франции одни лишь главные роли, Хлестакова и другую русскую классику, даже на такое предложение я отвечал отказом. Мне очень дорого всё, что есть у меня в жизни, люди, которые меня окружают, поэтому никогда мне не хотелось уехать. Сейчас, к сожалению, уровень культуры оставляет желать лучшего — я имею в виду человеческую культуру, этическую, нравственную. Почему столько злобы мы позволяем себе, злости по отношению к ближним? Нам надо пытаться как-то быть человечнее, по возможности, изо всех сил».
Научил не бояться ничего
Леонтьев и сам вырос в очень опытного педагога, из мастерской которого вышло много ярких артистов.
«Я воспитана в хорошей школе, где нас учили прежде всего быть личностями, — признавалась актриса Олеся Судзиловская. — Мой мастер курса в Школе-студии МХАТ Авангард Леонтьев „гранил бриллиант“ достаточно жёстко. Хотя, как мне казалось, после тренера по художественной гимнастике Людмилы Павловны мне вообще ничего не было страшно! Однако Леонтьев оказался не менее строг. Но я готова Авангарду Николаевичу говорить за это „спасибо“ каждый день. Когда я, молоденькая актриса, пришла в Театр Маяковского на репетиции, тогдашний главный режиссёр Гончаров стучал по своей знаменитой зелёной скатерти и что-то кричал. Я сказала: „Если хотите от меня чего-то добиться, говорите тише, я ничего не понимаю“. Все стоявшие за кулисами в момент куда-то исчезли, у кого-то чуть ли не инфаркт случился. „Кто это?!“ — закричал Гончаров и вплотную подошёл к сцене. Потом он очень полюбил меня. Когда всё, чего я добилась в профессии, — благодаря Авангарду Николаевичу — Леонтьев нас учил не бояться ничего».
«Мой педагог Авангард Николаевич Леонтьев — профи с огромным сердцем, — призналась «АиФ» актриса МХТ им. Чехова Янина Колесниченко. — Многие считают его чересчур строгим и даже боятся. Но кто Авангарда Николаевича близко знает, старается его оберегать. Я могу о нём бесконечно говорить. Потому что человека благороднее, ответственнее я не знаю. Он же за могилами всех стариков-актеров ухаживает. Сегодняшнее поколение не знает тех актеров, которых мы знаем. А кто будет помнить про тех, которые ушли 50 лет назад? А Авангард Николаевич считает, что это его миссия. А как он заботится о молодежи. За каждого студента переживает. И даже за каждого поступающего. Когда мы учились, мы были такие дремучие. Многие приехали из провинции, им было не до классической музыки. А он нас приучал к классике, к Баху, Моцарту. Для меня он большой, большой человек, который о себе мало распространяется. А он бегает и делает добрые дела. Как его Евгений Миронов, Владимир Машков любят. Они Авангарда Николаевича во все работы берут. Потому что без него никуда. Он никогда по себя не думает. Он репетиции не для себя делает, а для нас, его партнёров. Помню, мы гримировались для “Шинели”, и я его поздравила с премьерой в Табакерке — спектаклем “Ночь в отеле”. Он сказал: “Дочка, я молил Бога, чтобы я не помер и Вовку Машкова не подвел”.
Сам артист называет роль Эйнштейна в том спектакле одной из самых интересных в своем репертуаре. После премьеры Леонтьев сказал: «В процессе подготовки к спектаклю я, конечно, читал книги с биографией Эйнштейна, но настоящим открытием для меня стала книга Максима Чертанова. Как же это было интересно! Автор сделал свою работу увлекательной для всех. Эта книга так облегчила мне жизнь, что я сразу понял: я же сам и есть Эйнштейн, который там описан. Конечно, и пьеса помогала, она очень ловко написана. Даёт возможность актёру зацепиться за персонаж. Хочется соединиться с этим образом до такой степени, чтобы не приехать на репетицию. Спросят: „А вы почему не были на репетиции, Авангард Николаевич?“ — „Какой Авангард Николаевич, какая репетиция? Я Эйнштейн!“ Вот так хотелось бы вжиться в эту роль».