Артист Митя Фомин в интервью АиФ.ru рассказал о причинах конфликта с известным шансонье, поиске суррогатной матери для будущего ребенка, альянсе с Аней Семенович, новом альбоме, а также зачем делится в Instagram фото и видеопостами, на которых завтракает в компании соседки и лежит в ванной.
Владимир Полупанов, «АиФ»: Перед Новым годом ты мне дал интервью, в котором довольно откровенно рассказал о периоде работы в группе «Hi-Fi» (ты выступал под голос Павла Есенина). Забыл тебя тогда спросить, было ли тебе хотя бы раз стыдно за это?
Митя Фомин: Стыдно за это мне никогда не было, потому что это было условием сделки. У меня был контракт, который я подписал, не задумываясь, потому что знал этих людей, верил им, это были близкие, проверенные люди. Более того, по истечении того первого контракта у нас больше не было ни одной бумаги, а только доверительные отношения внутри нашего альянса. Конечно, как человеку, выросшему в музыкальной семье (сестра Мити — классический музыкант, родители всегда ценили искусство — прим. ред.) и окончившему курс музыкальной школы, мне иногда было неудобно перед самим собой. Но поскольку у меня были обязательства, а также выверенная модель работы в популярнейшей группе, я искал для себя компромисс и находил.
На момент образования группы практически весь музыкальный материал для первого альбома уже был записан Павлом Есениным в Новосибирске, в его студии. Времени «впевать» новые песни и заново пересводить альбом не было. Продюсеры были уверены в успешном старте и скорее хотели приступить к гастрольной деятельности коллектива.
А потом, посмотрите, в шедеврах кинематографа или театральных постановках далеко не всегда самые известные, маститые актеры поют своими голосами, и ничего, живут дальше, это законы жанра. Я чувствовал себя таким актером, который играет долгосрочную роль. Оправдывал себя тем, что пусть пока я неважный вокалист, зато яркий артист. Сколько сегодня в нашей стране вокалистов, которые показывают себя на всевозможных телевизионных конкурсах, но разве они артисты?
Это была сделка, и весь шоу-бизнес по ту стороны сцены от организаторов до суперзвезд знал это. Но мне давали индульгенцию, поскольку меня оправдывал мой артистический образ.
Помню, у нас произошел неприятный спор с одним известным шансонье, который упрекнул коллектив в таком формате работе. Мне пришлось его публично и достаточно грубо осадить. Так вот, после этого он инкогнито пробрался на одно из следующих выступлений, пронаблюдал весь концерт с галерки, после подошел и пожал мне руку. Конфликт был исчерпан.
Я всегда выкладывался на тысячу процентов. А когда по самым разным техническим или человеческим причинам обрывались фонограммы, я всегда заканчивал песню. Наверно, именно поэтому я сейчас каждое свое выступление провожу вживую и еще заканчиваю акапельно, как дань своему специфическому прошлому.
— Ты недавно выпустил новый альбом «Апрель», состоящий из 5 песен. Почему такой короткий?
— Сейчас время малых форм. Песни становятся короче, ролики в социальных сетях тоже. Сейчас столько самого разного контента, что и внимание людей рассеивается. Им быстро становится понятен материал, и они ищут уже следующую информацию в другом месте. 18 новых песен в альбоме — уже, на мой взгляд, перебор.
Альбом написали для меня молодые ребята Дмитрий Пермяков и Антон Морев, с которыми мы познакомились прошлой осенью. Они предложили одну песню, которая мне понравилась, но показалась слишком похожей на то, что ранее они делали для Анны Седоковой. Я было вдохновился, но быстро скис и предложил написать что-то специально для меня. Мы встретились через некоторое время, они показали пять песен, и я просто не смог остановить свой выбор на какой-то одной. Все они были интересны с точки зрения контента, в каждой я увидел потенциал. К тому же они сразу сложились у меня в одну законченную историю. Я понял: это альбом.
Мгновенно родилось название «Апрель», появилось понимание, когда именно их нужно выпускать. Мы довольно быстро их записали, они были готовы в начале года, и уже с февраля начали работать над промокампанией.
28 июня планируем представить этот альбом с ребятами-авторами впервые вживую на сцене «Руки Вверх бара» в Москве. Этот концерт был запланирован на апрель, но пришлось перенести из-за карантина. Надеюсь, летом он точно состоится.
— Ты назвал Антона Морева и Дмитрия Пермякова «фрешменами». Этот термин появился недавно. Кого принято считать фрешменами? И можешь ли себя им назвать?
— Учитывая, что я не первый год «замужем» (смеется), фрешменом себя назвать не могу. А хотелось бы! Если мы буквально обратимся к этому термину, то это значит «свежачок», «новичок». Этих людей от других отличает неуемная энергия, предвосхищение трендов, запал. Новыми творцами сейчас запружено интернет-пространство: есть имена интересные, есть заурядные, есть те, кто вообще не имеет отношения к музыке и просто хайпует. В любом случае, судить подписчикам и слушателям, сейчас все решает кликабельность, балом правит «институт лайков».
Раньше музыкант приходил на радио, будучи уверенным, что его музыкальный материал отличается от того, что приносят другие музыканты, и надеясь, что его оценят, а ему могли ответить, что наша страна не заслуживает таких исполнителей и этим идеям здесь не место. Теперь в интернете место находится любым идеям. И среди фрешменов есть новые имена и приятные лица, за которыми хочется наблюдать не только в социальных сетях, но и на музыкальных платформах и даже посещать их концерты. Я с интересом слежу за творчеством Hamali & Navaii, несмотря на свою брутальность, они такие нежные романтики! Мне симпатичны ультрамодная Zivert, энергичный и легкий Niletto, ювенильный и слегка фольклорный Шарлот, фантасмагорический Элджей.
— Твой новый альбом открывается песней «Пятница Вечер». Текст гласит: «С толпою слиться, напиться. Повисим на хате и гоу в клубы тусить». Это же несолидно в 46 лет петь про «слиться, напиться и гоу тусить»?
— Ну да… (смеётся). Это скорее дань моей бравурной молодости времен обучения в медицинском институте, первого длительного путешествия за границу, когда я прожил год сначала в Англии, потом в Америке. Этот год многому меня научил, и я очень ценю то время. А потом, я действительно очень социальный, легко растворяющийся в толпе человек, так что эти строки автобиографичны и являются данью моему реноме. Я очень открытый, это все от моего отца Анатолия Даниловича, которого, к сожалению, уже нет в живых, но он всегда был душой любой компании, харизматичный, с отличным чувством юмора и прекрасно играл на гитаре.
— «На улицах пустынно, как будто этот город для нас двоих», — очень пророческая песня. Не находишь?
— При том, что материал у нас был готов в начале года, когда никто и подумать не мог, что карантин вообще возможен. А песня, оказалось, очень точно описала ситуацию и настроение в момент своего выхода. Кстати, мы изначально о ней не думали как о лид-сингле, но почувствовали настроение и максимальное одобрение слушателей, после чего она получила новый статус и в моих глазах.
— На твоей страничке в Инстаграме я наткнулся на то, как ты завтракаешь с соседкой. Какой смысл выкладывать на всеобщее обозрение то, что ты ешь или как ты принимаешь ванную, например? Какова цель этих видеопостов?
— Мне кажется, этот вопрос нужно задавать не мне, а тем, кто лайкает такие сюжеты в Инстаграме — почему им это интересно? Людям всегда было свойственно подглядывать друг за другом. Идёте вы, например, по улице и неминуемо нет-нет да и заглянете в чужое окно, остановите взгляд. Здесь то же самое. А потом, это черта времени — мы стали делиться всем в Инстаграме. В ленте ты фиксируешь то, что происходит с тобой в данный момент времени.
Соцсети для кого-то способ времяпрепровождения, для кого-то ресурс, где можно почерпнуть важные вещи, в том числе образовательные, кто-то просто поднимает себе настроение. Учитывая, какой масштабной стала эта площадка, возможно, это правильные изменения, но порой в Инстаграме ты делишься настроением, моментом и не преследуешь никакой цели. Как в том анекдоте, когда Фрейда просят растолковать сон про банан, а он отвечает: «Иногда банан — это просто банан».
— В Инстаграме ты запустил «родительский чат» и попросил делиться советами пап и мам, как проводить время с детьми на карантине. Это тебе для чего, у тебя же нет детей?
— У меня много знакомых с детьми, от которых я неоднократно слышал жалобы на карантин. И я знаю, что у большей части моей аудитории тоже есть дети, и для них эта тема очень актуальна. Я хотел, чтобы они поделились опытом и пообщались друг с другом. На моей страничке появляется не только то, что интересно мне, но и что интересно им.
— Нашёл ли ты плюсы в самоизоляции?
— А что ещё остаётся делать, когда очевидно, что минусов гораздо больше?
— И какие же?
— Я, например, стал заниматься иностранными языками, больше спать, стал намного медлительнее, чем обычно. Но вместе с тем появилось много занятий, которые отнимают время — нужно заполнять собой эфиры, ведь все перешли на работу онлайн, включая телевидение и радио.
Я не тот человек, который постит все подряд, делаю это выборочно, но дело в том, что телеканалы и интернет-ресурсы сейчас просят все — как вы питаетесь, чем вы занимаетесь, какие книжки читаете, что у вас в холодильнике. Я их понимаю, им нужны сюжеты. Приходится работать над онлайн-концертами и прямыми эфирами, нужно удерживать внимание публики, оставаться на виду. Парадоксально, но съемки дома — это очень трудоемкий процесс! Я не оставляю без внимания практически ни одну просьбу извне и активно во всем участвую.
— В недавнем интервью ты сказал: «Мы все теряем в деньгах сейчас, но жизнь продолжается, и самое главное — быть вместе и помогать друг другу». Кому ты помогаешь в эти дни самоизоляции?
— На днях мы провели онлайн-концерт в поддержку благотворительного фонда «Алеша». Это один из немногих фондов в нашей стране, который берется за сборы средств для детей с диагнозом «спинальная мышечная атрофия». Таким детям нужна одна единственная, но самая дорогая вакцина в мире стоимостью около 200 миллионов рублей. Естественно, в период карантина сборы для этих детей остановились, и тогда они обратились к нам с идеей провести онлайн-концерт, в ходе которого они могли бы собирать деньги через смс. Результат за час выступления — мы собрали более 450 тысяч рублей. Это очень круто, и я хочу сказать спасибо всем, кто откликнулся на этот призыв и отправил смски.
Каждый вечер воскресенья я публикую у себя в Инстаграме @mf_agent истории детей, которым нужна помощь, под тегом #SundaySoul. Таким образом стараюсь приучать своих подписчиков к благотворительности, порой мы даже закрываем сборы на необходимые операции. Я очень рад, что люди, которые за мной следят, не остаются в стороне от чужого горя, даже в такое неопределенное и непростое время помогают друг другу!
А если мы говорим о близких, есть какое-то количество людей, которым я помогаю — прежде всего мои родственники, мама, сестра, семья моего крестника, которые сейчас оказались в сложной ситуации.
— Еще из этого интервью я узнал, что ты находишься в поиске суррогатной матери для своего будущего ребенка. Как идут поиски?
— Поиски идут. Приятно, что откликаются вменяемые, трезвые кандидатуры. Но в связи с тем, какое наступило время, личные контакты исключены, а я считаю, что в первую очередь это должен быть личный контакт и симпатия. Я ещё не успел ни с кем встретиться, будем решать, когда карантин закончится, никуда не спешу. Уж если я до сих пор не решился заводить ребенка, то заводить его посреди эпидемии «новой чумы ХХI века» — верх неблагоразумия.
— Как сложился ваш тандем с Анной Семенович? Вы ведь с ней теперь ездите дуэтом на гастроли. Почему с ней?
— Нам пришлось перенести на октябрь большой гастрольный тур по городам Прибалтики и Казахстана, который был запланирован на март. Мы долго к нему готовились. И это особенно обидно, потому что в Казахстане мы не были давно и в этот раз планировали проехать по многим городам этой дружественной страны. Почему с Аней? Мне кажется, это отличный тандем. У нас огромный и очень схожий бэкграунд, мы много гастролировали вместе и до этого, мы хорошо и давно друг друга знаем, у нас очень близкая друг к другу аудитория, в чем-то схожие темпераменты, два энерджайзера на сцене. К тому же у нас органично сочетающиеся сценические образы. Всё сложилось для этого дуэта. Мы выпустили совместную песню «Дети Земли» и лирическое видео. Ждем, когда все закончится, чтобы вернуться к запланированным гастролям — и сольно, и в дуэте.