Современному зрителю сложно в это поверить — в не очень отдаленном прошлом звездами становились в театре. И только там. Работы в кино лишь увеличивали славу, делали актеров доступнее широким массам. Но биографии ковались на сцене. А имена великих театральных актеров обожествлялись еще при жизни. И возможность посмотреть на живых кумиров стоила невероятно дорого. Одним из таких кумиров был Михаил Яншин, 120-летие которого театральный мир отмечает 2 ноября.
За компанию с Баталовым
Будущий герой театральной Москвы Михаил Яншин родился в 1902 году в городе Юхнове (сейчас это Калужская область) в семье банковского служащего. Потом Яншины переехали в Москву, Михаил поступил в Высшее техническое училище, позже пошел служить в РККА, но об этом времени почти ничего не известно. Зато известно, что в 1922 году за компанию с Владимиром Баталовым (отцом всенародно любимого Алексея Баталова) пошел поступать во вторую школу МХАТ и попал в число 20 счастливчиков. При том, что отбираться пришло больше тысячи человек!
И уже в 1926 году Яншин стал знаменитым. Он сыграл Лариосика в пьесе Булгакова «Дни Турбиных». Это одна из самых известных постановок в истории отечественного театра. Руководил процессом сам Константин Станиславский. Пьеса Булгакова стала любимым спектаклем Сталина. В 1932 году, после нескольких лет запрета, ее вернули на сцену по личному указанию вождя, а сам Иосиф Виссарионович смотрел ее бесчисленное количество раз. Так что и актеры этой пьесы всегда были у него на виду.
Между Маяковским и законным супругом
И вот молодой, талантливый и востребованный актер Михаил Яншин в том же 1926 году женится на юной 18-летней красавице из школы МХАТ Веронике Полонской. Шафер на свадьбе — сам Михаил Булгаков.
И Полонская чуть было не уничтожила место Яншина в истории, втянув его в невероятную любовную интригу. Если бы Михаил Михайлович не добыл себе потом славу великого актера, мы вспоминали бы его только в этом контексте. В 1929 году Вероника знакомится с Владимиром Маяковским. Ей 21 год, ему 36. Их роман развивается бурно и за спиной мужа. В своих воспоминаниях Полонская много пишет про поэта, и очень вскользь — о супруге:
«Яншин ничего не знал об этой квартире Маяковского. Мы всячески скрывали ее существование».
«Я была в это время беременна от него (от Маяковского — прим. авт.). Делала аборт, на меня это очень подействовало психически, так как я устала от лжи и двойной жизни, а тут меня навещал в больнице Яншин... Опять приходилось лгать. Было мучительно».
«У меня появилось твердое убеждение, что так больше жить нельзя, что нужно решать — выбирать. Больше лгать я не могла. Я даже не очень ясно понимаю теперь, почему развод с Яншиным представлялся мне тогда таким трудным. Не боязнь потерять мужа. Мы жили тогда слишком разной жизнью».
«Поженились мы очень рано (мне было 17 лет). Отношения у нас были хорошие, товарищеские, но не больше. Яншин относился ко мне как к девочке, не интересовался ни жизнью моей, ни работой. Да и я тоже не очень вникала в его жизнь и мысли».
Утром 14 апреля 1930 года Маяковский привез Веронику к себе домой, в квартиру на Лубянке. Между ними разыгралась бурная сцена, поэт умолял Полонскую остаться с ним навсегда, но она торопилась в театр на репетицию. Актриса выбежала на лестничную клетку и там услышала выстрел. Вновь метнулась в квартиру, где и обнаружила поэта мертвым. Впрочем, все это известно с ее слов, что до сих пор заставляет любителей конспирологии размышлять о том, а вдруг Владимир Владимирович был убит.
Родные Маяковского, его друзья считали Веронику виновницей этой трагедии. Яншин в итоге с супругой расстался. Правда, вел себя в высшей степени порядочно. Маяковский упомянул Полонскую в своем завещании, что привело в ярость музу и злого демона поэта Лилю Брик. Она вызвала Веронику к себе на Таганку — потребовать от нее отказа от завещанной доли наследства (чтобы не расстраивать мать и сестру покойного) и обещания не ходить на похороны (чтобы не создавать скандала). Михаил Яншин сопровождал и поддерживал неверную супругу во время этой встречи, к большому неудовольствию Брик.
«Последний табор»
Официально Яншин и Полонская развелись только в 1933 году. А уже в 1934 актер оформил отношения с еще одной ярчайшей женщиной — актрисой Лялей Черной. Ляля, на самом деле Надежда Киселева, родилась в 1909 году. Ее отец, дворянин хороших кровей, взял в жены актрису-цыганку. То, что считалось мезальянсом в царской России, после революции уже никого не смущало. В 13 лет под ярким сценическим псевдонимом девушка вышла на сцену и своими танцами покорила зрителей. Когда в 1931 году открылся театр «Ромэн», Ляля стала его звездой. А с Яншиным познакомилась на съемках фильма «Последний табор» (вышел на экраны в 1935 году).
В 1937 году Михаил Яншин стал художественным руководителем цыганского театра (оставаясь при этом актером МХАТа). С началом войны театр много гастролировал, а в 1942 году оказался в эвакуации в Нальчике, где находились труппы других московских театров. Там Ляля Черная и сообщила Михаилу Яншину о своем романе с Николаем Хмелевым, еще одной легендой МХАТа и участником первой постановки «Дней Турбиных» (он играл Алексея Турбина). В том же году Хмелев и Черная поженились, а Яншин навсегда расстался с театром «Ромэн».
Но и тут Яншин проявил себя человеком незлопамятным и благородным. Он даже стал крестным отцом сына Хмелевых Алексея.
Николай Хмелев был оплотом и столпом МХАТа. В 1943 году его назначили худруком театра, он ставил пьесы, много играл сам. В декабре 1945 года репетировал роль Ивана Грозного в пьесе Алексея Толстого «Трудные годы». Во время очередного монолога актеру стало плохо, закружилась голова, он упал и мгновенно умер.
По мхатовской легенде тело Хмелева перенесли в ложу, а когда к нему приехала Ляля Черная, уже началась пьеса «Ревизор». Зал хохотал, а актеры старались играть громче, чтобы заглушить доносящиеся из ложи рыдания...
После смерти Хмелева Яншин снова сблизился с бывшей женой, но вскоре встретил главную женщину своей жизни...
В 1950-м году Михаил Михайлович возглавил московский театр им. Станиславского, продолжая блистать на сцене МХАТа. В новом театре он и нашел свою третью супругу, Нонну Мейер. В 1955 году они поженились и оставались вместе до ухода Яншина из жизни в 1976 году. Сам Яншин, как считали его друзья, был счастлив в этом браке, найдя наконец понимание и покой. А о предыдущих браках актер рассказывал с иронией: «Да, жены уходили от меня. Но к каким мужчинам! К Маяковскому, к Хмелеву!»
Пригласил во МХАТ Олега Ефремова
Впрочем, совершенно несправедливо рассказывать о большом актере, вспоминая только его личные страдания. Яншин находился на вершине актерской славы больше чем полвека. Его работы в театре становились событиями. Люди приходили посмотреть на Яншина, рассказывали о его игре. «Школа злословия», «Поздняя любовь», «Чайка», «Нахлебник», «Дульсинея Тобосская»... Десятки выдающихся спектаклей и образов. Были и яркие работы в кино (он снимался с 1920-х годов!) — «Свадьба», «Ревизор», «Мы с вами где-то встречались», «Шведская спичка», «Двенадцатая ночь». А еще он подарил свой голос героям любимых мультиков: Бегемот из «Бегемота, который боялся прививок», Бык из «Козленка, который считал до десяти», Царь из «Вовки в Тридевятом царстве» и десятков других.
Именно по инициативе Яншина во МХАТ пригласили молодого и сверхталантливого худрука Олега Ефремова. Потом они вместе играли в «Дульсинее Тобосской»: Ефремов — Дон Кихот, Яншин — Санчо Панса.
Михаил Михайлович, в последние годы жизни грузный и вроде бы неповоротливый, сохранял энергичность и неутомимую жажду работать. Он был ярым болельщиком футбольного «Спартака», и так совпало, что умер он в тот год, когда его любимый клуб впервые в истории вылетел в низшую лигу.
Его романы тянут на книгу или сериал, но в памяти он останется большим актером, невероятно умным, тонким и ярким. Если набрать его имя в YouTube, появится множество архивных видео, где он рассказывает байки, а еще с душой, проникновенно поет цыганские песни. Лучший способ помянуть актера — это посмотреть что-то из его фильмов или телеспектаклей. Зря время не потратите, поверьте.