Владимир Полупанов, aif.ru: — Многие люди любят петь, но стесняются. Как побороть в себе эту зажатость?
Мариам Мерабова: — Через прекрасную традицию застольных песен. Или идти в караоке. Это замечательное изобретение, если «караоке-артисты» не выходят на профессиональную сцену. Петь обязательно нужно, потому что со звуком из человека выходит негативная энергия.
— Есть выражение, определяющее блюз: «Это когда хорошему человеку плохо». А существует ли крылатая фраза по поводу того, что такое джаз?
— Есть известная фраза: «Весь этот джаз», которая подразумевает свободу импровизаций. Говорят, что она имеет двойной смысл. Это и о том, что джаз включает в себя все существующие стили музыки. А в Гарлеме на сленге это выражение означало «всё это дерьмо» — из-за того, что в джазе было много шума от медных тарелок.
— Вы написали как-то: «Что может быть лучше американского джаза? Только русский джаз». Если наш джаз так прекрасен, почему он не признан в мире?
— Конечно, есть классический американский джаз, блюз, английский рок, которые по-прежнему занимают первые строчки хит-парадов. Но ведь и у нас богатое музыкальное наследие. Я иногда беру какую-то русскую народную песню и делаю её в джазовой стилистике. На гастролях за рубежом публика прекрасно принимала это. Или использую советские песни. Их писали великие профессионалы. Там настоящая поэзия, стихи, а не просто тексты. На сцене сегодня появились «фанерные» артисты, которые просто не могут это исполнить из-за отсутствия таланта и способностей. Это их продюсеры стали утверждать, что произведения советской эпохи — «старьё и нафталин».
— Часто слышу мнение, что публика сегодня не очень разборчива. Ей всё равно, на кого ходить — на Ольгу Бузову, Стаса Михайлова, лишь бы человек был медийным. Так ли это?
— Публика не дура, это уж точно. Это самое последнее дело — не уважать зрителя. У каждого артиста своя аудитория. Я, например, не претендую на публику Бузовой. Но медийность, конечно, сегодня имеет значение.
— Вы поэтому участвовали в «Голосе», хотя конкурсы — это удел начинающих артистов?
— Я пошла туда как раз за расширением своей аудитории. Это было единственное телешоу, где я со всей своей «неформатной» музыкой могла бы себя показать. Пошла на свой страх и риск. Отстояла большую очередь, прошла все ступени отбора и не пожалела.
— Должны ли быть у большого артиста закидоны и понты, на ваш взгляд?
— Понтов точно не должно быть, потому что это некрасиво и смешно. У всех великих музыкантов, с которыми мне удавалось общаться, начиная с участников группы Queen Брайана Мэя, Роджера Тейлора и т. д., не было и тени тщеславия во время общения. На сцене они — боги. А вне её прекрасные собеседники.
Но часто известные люди страдают от некультурного преследования поклонников. Тут, конечно, приходится давать отпор. И некоторые люди воспринимают это как агрессивные понты артиста. Должна быть культура с обеих сторон.
— Что кроме музыки помогает вам переключаться?
— Обожаю что-то перестраивать дома, на даче. Люблю перепланировки. Было бы у меня чуть больше денег, я бы только этим и занималась. Мне надо постоянно всё обновлять — посуду, мебель, пространство.